"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение "Гендерные бюджеты в России" - 2008

В. Е. Захарова, к.э.н.

О расходах на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства в федеральном бюджете на 2009-2011 гг.

Расходы на детей в федеральном бюджете включены в несколько статей: образование, здравоохранение, культура, социальная политика межбюджетные трансферты. Но большая часть этих затрат не выделяются бюджетной классификацией не имеют детского адреса, они обезличены, а потому приходится ограничиваться только пособиями, компенсациями, целевыми программами:

Таблица 1. Динамика прямых расходов федерального бюджета в 2009-2011 годах на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (в сравнении с 2008 г.).
(млрд рублей)
Виды расходов
2008 г. проект
2009 г. проект
2010 г. проект
2011 г. проект
+(-)
в 2009 г.
к 2008 г.
+ (-)
в 2011 г.
к 2008 г.
1. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы
2,6
2.53
2.54
-
(конец программы)
-0,07
-
2. Субсидии на проведение оздоровительной кампании
1.3
1.3
1.3
1,3
0,0
0,0
3. Субсидии на ежемесячное пособие на ребенка
4,85
5,2*
5,5
5,5
+0,35
+0,65
4. Субвенции на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов
0,038
0,042
0,047
0,047
+0,004
+0,013
5. Федеральная целевая программа "Жилище" подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"
4,6
4,7
4,9
- (конец программы)
+ 0,1
 
6. Субсидии на содержание ребенка в семье опекуна, приемной семье, на оплату труда приемного родителя
6,17
6,17
6,17
6,17
0,0
0,0
7. Субсидии на компенсацию части родительской платы в дошкольных учреждениях
8,72
9,5
10,2
10,9
+0,78
+2,18
8. Субсидии на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения
1,04
1,11
1.18
1,18
+0,07
+0,14
9.Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства в семью детей, лишенных родительского попечения
1,16
1,35
1,48
1,57
+0,19
+0,41
10. Трансферты ФСС на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию
34,4
38,8
43,5
48,8
+4,4
+14,4
11. Расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам в силовых структурах
2,8
2,.8
2,8
2,8
0,0
0,0
12. Трансферты ФСС на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий
0,95
1,0
1,1
1,2
+0,05
+0,25
13. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" (новый вид расходов).
нет
1, 49
1,49
1,49
+ 1,49
+1,49
14. Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных школах
0,5
1,0
0,6
0,6
+0,5
+0,6
15. Субвенции на единовременное пособие беременной жене, а также на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
1,59
1,73
1,85
1,97
+0,14
+0,38
16. Трансферты ФОМС на диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации
0,72
0,83
0,83
0,9
+0,05
+0,18
17. Трансферты ПФР на предоставление материнского (семейного) капитала
нет
нет
72,8
101,4
-
+101,4
Итого:
(без материнского капитала)
71,43
79,55
85,48
84,42
+8,11
+12,989
ИТОГО в целом:
(с материнским капиталом)
71,43
79,55
158,2
185,8
+8,11
+114,38
* С 2009 года субсидии на ежемесячные пособия на детей отдельным видом расходов не выделяются, и объемы расходов на эти цели в проекте бюджета не представлены. Расходы на ежемесячные пособия на ребенка объединены с расходами на репрессированных лиц, ветеранов труда и тружеников тыла. Эти общие расходы представлены по целевой статье расходов "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан". В таблице приведены цифры, утвержденные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

Анализ представленных в таблице расходов позволяет сделать следующие главные выводы:

  • ассигнования федерального бюджета на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства в целом увеличиваются в основном за счет новой позиции с 2010 года предоставление материнского (семейного) капитала, которого ранее в бюджете не было и который и обуславливает прирост;
  • затраты на все остальные меры социальной поддержки семей с детьми, материнства и детства в абсолютном выражении вырастут крайне незначительно и только за счет индексацией размеров некоторых пособий гражданам, имеющим детей. Увеличение самих базовых размеров пособий не планируется.

В итоге, без учета затрат на материнский (семейный) капитал доля расходов на поддержку семей с детьми в общих расходах федерального бюджета сократится с 0,8% в 2008 году до 0,65% – в 2011 году. Эти же расходы в доле к ВВП уменьшаться с 0,17% в 2008 году до 0,12% – в 2011 году. Такая бюджетная политика не только не способствует усилению мер по стимулированию рождаемости в стране, но и продолжает дискриминационную политику в отношении работающих граждан, которые осуществляют уход за ребенком. Покажем это конкретно.

1. Пособие по уходу за ребенком финансируется Фондом социального страхования (и только его выплата неработающим гражданам пособия финансируется из федерального бюджета). По сути, это – страховая выплата для работников, а не мера государственной поддержки. Ее оплачивает работодатель в виде части социального налога, направляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Вплоть по 2011 год исчисление размера этого пособия для работающих не будет подлежать изменению и останется на уровне 40% средней заработной платы работающей женщины (мужчины). Не предполагается увеличить и предельный размер этого пособия (по базе). Сейчас этот "потолок" составляет 6 тысяч рублей. С учетом индексации его размер в 2008 году составил 6 634 рубля, в 2009 году составит 7 137 рублей, в 2011 году – 8  50 рублей.

При этом средняя заработная плата в стране (по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов) увеличится до 30 тысяч рублей.

Из этого следует, что финансовые потери семьи в случае рождения ребенка в среднем существенно возрастут. Женщина, получающая заработную плату в 30 тысяч рублей в месяц, при рождении ребенка и оформлении отпуска по уходу за ним, теряет более 21 тысячи рублей (30 000 рублей – 8 150 рублей = 21 850 рублей).

Сейчас (2008 год) эта потеря семейного бюджета в абсолютном выражении меньше. Расчет таков: средняя заработная плата в стране 18 000 рублей – 6 634 рубля = 11 366 рублей.

Прослеживается простая зависимость: чем больше у женщины заработная плата, тем больше теряет бюджет ее семьи при рождении ребенка. Среднедушевые доходы семьи уменьшаются еще существеннее, поскольку общие доходы делятся на большее число членов семьи.

2. Не увеличатся (останутся на уровне 2008 года) субсидии федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание ребенка в семьях опекунов (попечителей) и приемных родителей, на заработную плату приемных родителей. Практически не возрастет объем субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения. Не предполагается увеличить и ассигнования на проведение оздоровительной кампании детей.

Это означает, что в реальном выражении размеры помощи субъектам Российской Федерации на эти виды социальной поддержки – сократятся. Видимо происходит минимизация финансовой помощи субъектам Российской Федерации по расходным обязательствам, которые по разграничению полномочий относятся к предметам их ведения, а это, как известно, включает поддержку семей с детьми.

3. В проекте федерального закона впервые не выделяются в отдельный вид расходов субсидии на ежемесячное пособие на ребенка. Эти расходы объединены с другими видами расходов, в частности, с расходами на социальную поддержку репрессированных граждан, ветеранов труда и тружеников тыла. И теперь в бюджетной классификации эта объединенная целевая статья называется "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан". На практике вычленить из нее затраты на ежемесячные пособия на детей будет невозможно, а котловое обезличение ассигнований уже приводило ранее к невыплатам на детей в регионах. К тому же для многих субъектов размер этого пособия в большинстве субъектов с их дефицитными бюджетами не далеко ушел от пресловутых 70 рублей в прошлом – проблем у регионов много, и семейно-детские нужды в них далеко не приоритет.

Следует иметь в виду, что сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона, внесенный Народным Собранием Республики Дагестан и поддержанный 77-ю субъектами Российской Федерации, в котором предлагается возложить выплату ежемесячного пособия на ребенка на федеральный бюджет, передав это полномочие в ведение Российской Федерации.

Полагаем, что если даже не возлагать полностью эти затраты на Федерацию, то некий вариант софинасирования был бы рационален, по крайней мере с позиции выравнивания прав и положения детей, независимо от региона проживания.

4. Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов" предусматриваются в суммах 72,8 млрд. рублей в 2010 году и 101,4 млрд. рублей в 2011 году. Это больше, чем предполагалось ранее с учетом трех факторов. Первый – повышение размера материнского (семейного) капитала, который в 2009 год устанавливается выше, чем ели произвести только индексацию на инфляции, как это принято по другим бюджетным мерам. Второй фактор – увеличение прироста рождения вторых и последующих детей по сравнению с плановыми проектировками. Третий – Правительство Российской Федерации предположило, что в 2010 году 30% лиц, имеющих право на материнский (материнский) капитал, обратятся в Пенсионный Фонд Российской Федерации с заявлениями о намерении использовать эти средства по направлениям, установленным федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Положительно оценивая объем предусмотренных ассигнований на эти цели, считали бы целесообразным провести выборочные социологические обследования для выявления намерений и предпочтений респондентов по направлениям и срокам этого использования. Полученные данные позволят более обоснованно оценить объем расходов федерального бюджета. Такое предложение сформулировано в Рекомендациях к парламентским слушаниям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Материнский (семейный) капитал. Проблемы законодательства и правоприменительной практики", проведенных Комитетом ГД по вопросам семьи, женщин и детей 10 апреля 2008 года.

5. Вместе с тем весь объем федеральных расходов на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства включает помимо федерального бюджета, также средства из бюджета Фонда социального страхования и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (см. таблицу 2).

Таблица 2. Сумма государственных затрат на поддержку материнства и детства
по источникам (федеральный уровень)
(млрд рублей)
Финансовые источники (федеральный уровень)
2008 г. закон
2009 г. проект
2010 г. проект
2011 г. проект
2009 г.
к 2008 г.
2011 г.
к 2007 г.
Федеральный бюджет (с материнским капиталом)
71,4
79,6
158,3
185,8
+ 8,2
+114,4
(из них 101,4 материнский капитал)
Фонд социального страхования (ФСС)
116,6
141,0
163,1
187,2
+ 24,4
+ 70,6
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
16,6
17.0
18,5
19,3
+0,4
+2,7
ИТОГО
204,6
237,5
339,9
392,3
+ 33,0
+ 187,7
Итого
(без материнского капитала)
204,6
237,5
267,5
290,9
+ 33,0
+86,3

Согласно заключению на бюджет Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей меры социальной поддержки семьи, материнства и детства должны быть усилены.

Среди них: проблема неоправданного ограничения страхового пособия по уходу за ребенком. В целях минимизации потерь семьи работающих граждан при рождении ребенка (детей) предлагается несколько вариантов решения:

А. Установить, что для работающих женщин ежемесячное пособие по уходу за ребенком состоит из двух частей: пособия, выплачиваемого из бюджета Фонда социального страхования (как сейчас) и пособия, выплачиваемого из федерального бюджета, аналогично тому, как это делается для неработающих граждан. Объем дополнительных затрат федерального бюджета на эти цели будет зависеть от размера этого пособия.

Б. Повысить размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 40% в 2008 году до 60% средней заработной платы берущего отпуск 2010 году, а в 2011 году – до 80%, в целях минимизации потерь семьи работающих граждан при рождении ребенка (детей).

В противном случае, как это указывалось выше, этот вид пособия потеряет свой статус как фактор, направленный на стимулирование рождаемости. А в период с 2010 года рождаемость имеет все основания снизится в силу существенного сокращения лиц репродуктивного возраста. По оценкам демографов, это сокращение составит от 25 до 30% от числа лиц репродуктивного возраста, которые имеются сейчас.

На очереди – повышение пособия на рождение. В 2009 году его размер будет увеличен с 8 840 рублей (после очередной индексации) с 8 840 рублей до примерно 9 591 рублей, в 2011 году – 10 960 рублей. Сравнение с оценкой минимального набора товаров для новорожденного показывает его стоимость в 2008 году по регионам от 22 до 28 тысяч рублей, что позволяет "покрыть" от 32 до 40% затрат родителей на его приобретение. За три предстоящих года этот показатель не изменится, что не корреспондирует с задачей стимулирования рождаемости в стране. Отсюда целесообразно постепенно увеличивать размер единовременного пособия при рождении ребенка, приближая его к стоимости минимального набора товаров для новорожденного.

Необходима более гибкая политика в отношении ассигнований на поддержку субъектов Российской Федерации в части выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных родителей. Сейчас наметилась тенденция по увеличению числа таких детей, принимаемых в семьи. Чтобы эта тенденция закрепилась, и как можно большее число детей-сирот воспитывалось в семьях, возможно, следует увеличить софинансирование на эти цели из федерального бюджета.

Таковы, по нашему мнению, самые неотложные предложения по проблемам повышения эффективности системы охраны материнства и детства в целях решении актуальных общенациональных задач.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100