Проект ЮНИФЕМ
"Гендерные бюджеты
в России"

Проект ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" стартовал 1 апреля 2004 года.

Цель проекта – повышение участия женщин в процессах принятия государственных решений по распределению бюджетных средств на национальном (Российская Федерация) и суб-федеральном уровне (Республика Коми) в контексте проводимых Российских реформ.

Тематика проекта является одной из самых актуальных, недостаточно разработанных и реализованных на практике в стране и регионе СНГ. На международном уровне признана необходимость учета гендерных подходов в процессе бюджетирования, что отражено в международных документах, таких как, Пекинская Платформа Действий, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Копенгагенская резолюция, Цели Развития Тысячелетия и т.д. Россия подписала эти документы и проект ЮНИФЕМ является хорошим напоминанием о необходимости активизировать выполнение принятых международных обязательств.

Проект был начат в период масштабных административных реформ в РФ. Реформирование связано с кардинальным изменением бюджетно-налоговых отношений, которые призваны финансово оформить новое разграничение полномочий по уровням власти, в том числе и передачу обязательств в социальной сфере на региональный уровень. В этих условиях одним из основных механизмов контроля за соблюдением прав человека по всей территории России могут стать бюджетные отношения по финансированию мер социальной политики.

Пекинская Платформа действий

"Обращаясь к экономическому потенциалу и независимости женщин, правительства и другие действующие лица должны содействовать проведению активной и ощутимой политики определения гендерной перспективы в любой программе таким образом, чтобы до принятия решения был проведен анализ воздействия на женщин и мужчин соответственно" (п.164), а также правительства должны способствовать более открытому и прозрачному процессу разработки бюджета (п.165). "Это потребует интеграции гендерной перспективы в процесс принятия бюджетных решений, определяемых политикой или программами" (п.345). "Правительства должны приложить все усилия для системного изучения того, каким образом государственный сектор затрат приносит пользу для женщин и корректировать бюджеты для обеспечения равного доступа к государственному сектору затрат" (п.346).

За время реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

Проведен анализ проектов федерального и регионального (Республики Коми) бюджетов 2005 года с гендерной точки зрения и разработана методология гендерного бюджетирования на федеральном и региональном уровне с учетом новых положений Бюджетного кодекса РФ. (Описание методологии будет опубликовано в 2005 году).

Сформированы экспертные группы на федеральном и региональном уровнях, в которые входят эксперты непосредственно работающие над формированием бюджетов и фондов социального страхования, а также ученые и представители неправительственные организаций.

Гендерный бюджет представляет собой совокупность различных инструментов, механизмов и институтов, объединенных общей целью – сделать гендерный подход к управлению обязательным в национальной политике. Гендерный бюджет - это система выделения в государственном бюджете ее социальной составляющей, ресурсов на политику равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Проведена экспертиза тех социальных законов, которые влияли на составление бюджета 2005 г., основным из которых был N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., а также ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Часть вторая Налогового кодекса РФ, ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" и др. Многие предложения и выводы учтены в окончательном варианте принятого законодательства.

На федеральном уровне в принятых законах учтены следующие предложения экспертов проекта "Гендерные бюджеты в России":

  • о повышении минимальной заработной платы в целях улучшения положения работающих женщин;
  • об увеличении суммы налогового вычета (льготы) на детей;
  • о повышении государственных пособий на детей;
  • об исключении женщин находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за больным ребенком из числа работников, которым снижаются выплаты по временной нетрудоспособности;
  • об увеличении расходов на обслуживание детей.

На региональном уровне в Республике Коми проведена общественная экспертиза проектов законов "О социальной поддержке населения в Республике Коми", "Об оказании и государственной социальной помощи в Республике Коми", "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей". Подготовлен проект Закона "Об общественном участии граждан в решении социально-экономических проблем в РК" (в нем предусматриваются основные механизмы: учет мнения граждан, механизм гражданского контроля, механизм гражданской экспертизы). Разработаны и обсуждены концептуальные основы проектов законов "О социальной экспертизе", "О минимальных социально-финансовых стандартах в РК", которые находятся в стадии доработки.

Принцип гендерного бюджетирования (необходимость гендерной составляющей бюджетной классификации) включен в проект Гендерной стратегии России. Этот документ содержит общий план действий для достижения гендерного равенства, который должен стать частью национального механизма по улучшению положения женщин. В настоящее время в процессе административного реформирования уже разрушены федеральные элементы существовавшего национального механизма (Комиссия по улучшению положения женщин при Правительстве РФ, Департамент по делам женщин и семьи Минтруда, Круглый стол женских неправительственных организаций). Очевидно, что при выстраивании жесткой вертикали власти региональные элементы национального механизма не сохранятся. Эксперты проекта обеспокоены этой ситуацией, инициируют общественные акции по восстановлению национального механизма по улучшению положения женщин и принимают в них активное участие.

Информационно-аналитические материалы проекта размещены в Интернете на портале "Женщина и общество" (http://www.owl.ru/rights/discussion2004/index.htm). К материалам обсуждения по проекту "Гендерные бюджеты в России" с июля 2004 г. по июнь 2005 г. зафиксировано около 14 тысяч обращений, география которых охватывает практически весь мир.

ЮНИФЕМ рассматривает гендерные бюджеты в качестве одного из важных инструментов расширения прав и возможностей женщин и включения гендерного принципа в процессы управления. Как показывает мировой опыт, процессы гендерного бюджетирования способствуют увеличению степени отчетности правительств и привлечению внимания общественности к вопросу справедливого и эффективного распределения ресурсов.


Контактная информация:
Москва: Калинаева Галина, менеджер проекта,
т.: (095) 787-21-61, galina.kalinaeva@undp.org
Республика Коми: Савастьянова Ольга, главный региональный консультант проекта,
т.: (8212) 29-12-56, wmcentr@parma.ru

Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100