ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК N30(49)
27 октября 1997 года

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

КРУГЛЫЙ СТОЛ “НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ - НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ”

15-16 октября 1997 года по инициативе Концорциума женских неправительственных организаций и Кризисного центра для женщин, переживших домашнее насилие “Анна” (г. Москва) был проведен круглый стол “Насилие в семье - насилие в обществе”. В нем приняли участие более 40 человек - сотрудники Кризисных центров, горячих линий, убежищ для жертв насилия (общественных и муниципальных), исследователи, юристы, журналисты, активистки общественных организаций.

Круглый стол продемонстрировал, что борьба с насилием в семье ведется во всех концах Российской Федерации; на нем были представлены Кризисные Центры из Иркутска, Барнаула, Лангеласа (Тюменская обл.), Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Воронежа, Астрахани, Арзамаса, Нижнего Новгорода, Мурманска, Петрозаводска, Новгорода Великого, Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья.


ПРОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА:

Первый день.

На открытии круглого стола выступила Е. Ершова (координатор Консорциума).

Затем состоялось представление опыта работы кризисных центров, обмен мнениями (ведущая М.П. Писклакова -директор кризисного центра "Анна"). Работа в группах:

  1. Взаимодействие муниципальных и неправительственных организаций по предотвращению насилия в семье - на основе пилотажного проекта кризисного центра "Анна" и префектуры Гагаринского округа (ведущая - М. Писклакова).
  2. Что мы ждем от правоохранительных организаций (милиции, судов, прокуратуры) для налаживания эффективной работы по искоренению насилия в семье (ведущая - З.Батракова).
  3. Роль средств массовой информации в распространении/искоренении насилия в семье (ведущие Н. Ажгихина, А. Синельников).
  4. Правовое образование населения, подготовка социальных кадров, реабилитация жертв насилия, (ведущие Г. Фитчет, Л. Панарина)
  5. Ответственность государства за нарушение права на свободу от насилия-- зарубежный опыт (ведущие - Б. Исраэлян, Т. Забелина).

Второй день.

Доклад "Возможности общественных организаций по защите жертв преступлений. Положение жертвы преступлений в уголовном процессе." (Выступающие Р.Максудов и М.Флямер).

Обсуждение законопроекта "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" и опыт общественной экспертизы (ведущая - со-директриса Информационного центра Независимого Женского Форума М. Либоракина).

Затем, после выборов Редакционной комиссии, состоялось обсуждение проектов резолюций:

  1. Замечания по проекту федерального закона "Об основах социально - правовой защиты от насилия в семье",
  2. Пресс-релиз;
  3. Обращение к Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ.

Третий, заключительный день круглого стола проходил в Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, где участницы представили принятые ими в ходе круглого стола Резолюции и "Обращение к Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ".


ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ №1

...
В своей деятельности организации, занимающиеся искоренением насилия в семье, руководствуются духом и буквой Конституции РФ, которая провозглашает, что "никто не должен подвергаться... насилию" и "достоинство личности охраняется государством" (Глава II, ст. 21, п.п. 2,1). Они опираются также на международные нормы, зафиксированные в документах, ратифицированных РФ и имеющих силу закона на ее территории: во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), в Венской Декларации и программе действий Всемирной Конференции по правам человека (1993г.), в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.), в Платформе действий IV Всемирной Конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.).

Участники круглого стола констатировали увеличивающиеся масштабы насилия в семье - сегодня 30 - 40% всех убийств совершается в семьях, основные жертвы насилия в семье - это женщины и дети. Ежегодно 2 тыс. детей совершают самоубийство, 50 тыс. убегают из дома, более 14 тыс. женщин погибают от рук мужей или других близких людей. Статистика при всем ее несовершенстве в России подтверждает, что "насилие в отношении женщин в семье и обществе возрастает и затрагивает всех женщин, независимо от имущественного и социального положения, а также уровня культуры (Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Преамбула).

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола ходатайствуют перед Правительством РФ о принятии мер по искоренению насилия в семье и эффективному выполнению Национального плана действий. И с этой целью просят:



ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ №2

...
Участники круглого стола констатируют, что

Несмотря на вышеизложенное, общественные и муниципальные Кризисные Центры, убежища для жертв насилия, телефоны доверия при поддержке женских неправительственных организаций ведут работу по искоренению насилия. Во многих местах создаются механизмы взаимодействия общественных и государственных структур с учетом региональной и местной специфики (соглашение о социальном партнерстве, комитеты общественного самоуправления и др.). В Нижегородской области реализуется модельный проект, включающий разработку модельного законодательства по насилию в семье. Положено начало реализации различных образовательных программ в данной сфере - для сотрудников милиции, судов, прокуратуры, социальных работников, учителей, врачей, молодежи.

В то же время участники круглого стола пришли к выводу о необходимости активизировать работу в следующих областях:

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ЖЕНЩИН

...
В результате обсуждения проблемы насилия в семье участники круглого стола считают, что для решения проблемы необходимо предпринять следующее:

1. Обратиться к Комиссии по вопросам семьи и демографии при Президенте РФ с просьбой организовать в рамках ее деятельности постоянную рабочую группу по решению проблемы насилия в семье. Рабочая группа должна бы состоять из сотрудников государственных органов, связанных с искоренением насилия в семье (милиции, судов, прокуратуры, министерства труда и социального развития РФ, других федеральных, региональных и местных органов) и представителей неправительственных общественных организаций.

Рабочая группа могла бы наметить пути сотрудничества правоохранительных органов, институтов социальной защиты населения, соответствующих департаментов государственных ведомств, общественных организаций как равноправных участников сотрудничества.

Она способствовала бы разработке специальных учебных программ для работников правоохранительных, медицинских, социальных и иных органов при участии неправительственных организаций и внедрению этих учебных программ в практику.

2. Предложить рабочей группе разработать качественно новую концепцию понимания насилия в семье.

Новый подход должен учитывать, с одной стороны, укорененность проблемы в общественном сознании как межличностной, а с другой, исходила бы из обязанности государства гарантировать права человека во всех сферах жизни, в том числе и семейной.

Подход к насилию в семье лишь как к проявлению семейных скандалов вследствие алкоголизма и плохих жилищных условий, в корне неверен. К настоящему времени получены данные, показывающие, что факты насилия в семье наблюдаются во всех группах населения, независимо от социального положения и уровня жизни. С нашей точки зрения, насилие в семье - это навык насильственного поведения, который становится возможным в силу того, что общество допускает контроль одной личности над другой личностью как возможность самоутверждения. При таком понимании "насилие в отношении женщины является одним из проявлений исторически сложившихся неравных властных отношений между мужчинами и женщинами" (Платформа действий. (с. 118.)

3. Просить Комиссию по итогам деятельности рабочей группы инициировать разработку соответствующего внутреннего законодательства, усиливающего уголовные, гражданские, трудовые и административные меры для обеспечения защиты граждан от любых форм насилия.

Законопроект, разработанный в Госдуме "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье", не соответствует международным стандартам, противоречит некоторым положениям Конституции РФ и ряду российских законов.

Поскольку в существующих УК и ГК отсутствует определение насилия в семье как преступного деяния, необходим отдельный федеральный закон, регулирующий данную проблему. Участники круглого стола полагают, что в основу его должен быть положен междисциплинарный подход и четко прописанные полномочия и ответственность каждой структуры за искоренение насилия в семье.

В рамках закона должны быть разработаны специальные реабилитационные программы для жертв насилия, а также для лиц, совершающих акты насилия с тем, чтобы снизить уровень криминализации общества и предотвратить повторение случаев насилия.

4. Участники круглого стола считают также целесообразным поставить вопрос о создании должности Специального докладчика по вопросам прав женщин в рамках Комиссии по правам человека аналогично практике ООН.


О РЕГИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРАХ (ИЗ СТАТЬИ ДЛЯ "ВЕСТНИКА" ИЦ НЖФ УЧАСТНИЦЫ КРУГЛОГО СТОЛА Т.СИДОРЕНКОВОЙ)

...
Организация и проведение этого круглого стола не случайное единичное явление, отдающее должное происходящим в обществе переменам. Женскими неправительственными организациями в России ведется серьезная работа, цель которой изменение устаревших стереотипов и государственных установок относительно домашнего (семейного) насилия.

Цели проведения круглого стола можно сформулировать следующим образом:

  1. Представление опыта работы уже действующих в стране Кризисных центров, который дает значительную информацию о распространенности и причинах применения силы в семье.
  2. Рассмотрение различных явлений, влияющих на распространение (искоренение) насилия в семье. (Проблема взаимодействия муниципальных и неправительственных организаций по предотвращению насилия в семье; роль правоохранительных организаций в налаживании эффективной работы по искоренению насилия в семье; роль средств массовой информации; проблемы правового образования населения, подготовки социальных кадров, реабилитации социальных кадров; проблемы применения зарубежного опыта борьбы за свободу от насилия.)
  3. Последним вопросом, который был поставлен перед участниками круглого стола, стал вопрос о необходимости принятия специального закона о защите от насилия в семье. В рамках его рассмотрения шло активное обсуждения законопроекта “Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье”, обсуждения опыта проведения общественной экспертизы и выработка (исходя из практики уже действующих Кризисных центров) замечаний и дополнений по проекту Федерального закона.

Обобщая цели и задачи этого собрания уместно процитировать притчу с которой начала свою речь Марина Писклакова (директор Кризисного центра “АННА” г.Москва). В большой реке тонут дети, много детей. Проходя мимо, первый человек бросился в воду и стал их вытаскивать, но детей становилось все больше и больше и он никак не мог справиться. На помощь пришел второй, проходящий мимо человек. И он решил - научить детей плавать. А когда подошел третий, те двое закричали: ”Скорее, помоги нам, здесь так много детей и они все тонут!” Но он не бросился в реку, а побежал смотреть, кто кидает этих детей в воду.

...
Эмоциональным, наполненным информацией был первый день работы круглого стола. Региональные Кризисные центры реально продемонстрировали свой положительный опыт, доказав тем самым необходимость создания специальных центров по всей стране, их эффективность при оказании помощи, попавшим в беду.

В качестве примера приведем рассказ Ирины Александровны Миланович, заведующей Кризисной службой помощи женщинам, пережившим насилие (г.Лангепас).

Инициатива создания этого центра принадлежала администрации города, в лице муниципального учреждения “Центр по проблемам семьи”. Финансирование его осуществляется городским бюджетом. Несколько лет назад 35-тысячный город нефтяников, где в основном живут , приехавшие заработать деньги молодые семьи, потрясли жестокие преступления, совершенные мужьями в отношении своих жен. В одном случае муж повесил жену, по отношению к которой постоянно применял психическое и физическое насилие. В другом случае муж застрелил жену на глазах детей, расчленил ее и с детьми, которых он угрозой заставил делать все вместе с ним (старшему ребенку было 12 лет), прятал части тела по трубам и канавам. С крыши девятого этажа бросилась молодая женщина, которая не знала, что делать, чтобы прекратить насильственные действия, применяемые по отношению к ней в семье.

Сведения, полученные в органах внутренних дел показали, что каждый день три-четыре женщины обязательно обращаются в милицию с просьбой защитить их от домашнего насилия. Кроме того, социальные службы обладают достаточной информацией о том, что в городе имеются неблагополучные семьи, где женщины с детьми часто подвергаются насилию со стороны мужей, есть семьи, где не складываются взаимоотношения между мужем и женой, детьми и стариками- родителями.

Поэтому, благодаря инициативе снизу и отзывчивости мэра 1,5 года назад в Лангепасе был создан Кризисный центр, который включает в себя две службы - телефон доверия и убежище, для женщин переживших домашнее насилие. В убежище (это уютная пятикомнатная квартира, адрес которой не сообщается в целях безопасности жертв насилия и персонала приюта) одновременно могут укрыться от семейных невзгод семь человек. Женщинам здесь созданы все необходимые для проживания условия. Им ежедневно выдаются продуктовые наборы, имеется прекрасно оборудованная кухня, где при желании всегда можно что-то приготовить самим. Максимальный срок пребывания с семи дней был увеличен до четырнадцати, так как одной недели для решения конфликта явно не достаточно. В некоторых случаях срок пребывания может быть продлен. Например, пожилая женщина, от которой отказались дети, находилась в центре до определения ее в дом престарелых. Сутки женщина может находится в убежище анонимно. При желании остаться на более длительный срок она обязана сообщить о себе сведения удостоверяющие ее личность и причину, по которой она не может находиться в семье.

Одним из направлений работы этого центра является создание и распространение брошюр “Личная безопасность женщин и девушек”, а специально для проведения лекций в органах внутренних дел было создана памятка для милиционера “Что делать, если к Вам обратилась женщина, пережившая насилие”.

Основную помощь женщинам оказывают социальные работники и психологи Кризисного центра. Иногда при необходимости привлекаются работники здравоохранения, образования и работники органов внутренних дел. Существенным недостатком в работе центра, по мнению его руководителя, является отсутствие юриста и невозможность оказания квалифицированной юридической помощи. Следующим шагом в совершенствовании деятельности Кризисного центра будет привлечение юристов и создание в нем специализированной бесплатной юридической консультации.

Приведем статистику обращений за помощью в Кризисную службу за девять месяцев 1997 года. Всего обратилось - 136 человек (на 35000 жителей); из них:74% женщины и дети, 26% - подростки. (Два раза в центр обращались мужчины, которым в меру сил и возможностей была оказана помощь, но в статистику эти случаи включены не были).

При этом обращение последовало сразу после совершения насилия - 68%.

Насильниками являлись:

Насильственные действия совершаются постоянно в течении длительного времени - 76%. Характер наносимых травм:

В органы внутренних дел официально обратились 14% женщин. Довели же дело до суда 3% женщин (не учитывая случаев убийства и тяжких телесных повреждений). Поддержку жертвам оказывали:

Не проводя точного анализа приведнных статистических данных можно сказать:

Небольшой, но яркий пример деятельности Кризисного центра в Лангепасе дает значительную информацию о распространенности такого явления как насилие в семье и позволяет уже фактически подтвердить тезис о том, что насилие в семье это социальная проблема, требующая немедленного реагирования со стороны государственных и общественных организаций.

Серьезная работа, одной из направлений которой является борьба с насилием в семье, проводится в Нижнем Новгороде. Там разработан и по распоряжению губернатора осуществляется проект “Предотвращение насилия в семье” совместно с международной организацией КОННЕКТ США - Россия. Цель проекта - создание 4 Кризисных центров в самом городе и в области. Один из них - Центр социально-психологической помощи семье - уже несколько лет действует в городе Арзамасе (Нижегородская область). Этот центр муниципальное предприятие, образованное по инициативе социальной службы. Весь город (120 тысяч жителей) разбит на 15 частей, которые получили название Комитетов общественного самоуправления. На каждый комитет приходится: два социальных работника, психолог, участковый инспектор, который призван оказывать содействие социальной службе в определенных ситуациях, инспектор по делам несовершеннолетних. Оновные формы работы:

Новое и на наш взгляд одно из необходимых направлений деятельности этого центра связано с работой в органах внутренних дел. Проводится работа во всех звеньях системы и по всем направлениям. Лекции, семинары, беседы с работниками органов внутренних дел, инициатива создания специальной должностной инструкции для работника милиции в случае, когда он сталкивается с ситуацией домашнего насилия. - это основные формы работы с правоохранительными органами в настоящее время.

Здесь необходимо пояснение о том, что правоохранительные органы как никакие органы в государстве отражают политику государства по тому или иному вопросу. Они, например, в рамках традиционной уголовно-правовой доктрины считают, что насилие, совершенное в общественном месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые за закрытыми дверьми в семье по отношению к родственникам. По словам каждого второго из опрошенных нами участковых инспекторов большинство преступных действий в семье “грубо не нарушают общественный порядок”, поэтому уголовные дела сразу возбуждаются только в случае совершения тяжких преступлений - убийства и нанесения тяжкого вреда здоровью. Все остальные “конфликты” это личное дело семьи. Иными словами правоохранительные органы занимаются конкретными фактами, которые имеют уголовно-правовую перспективу. Их задача - выявить совершенные преступления, возбудить уголовное дело, довести его до суда и наказать виновного. При этом профилактика насилия как постоянная работа по предотвращению насилия в семье и интересы других членов семьи уходят на второй план. Кроме того, надо учитывать, что работники органов внутренних дел в подавляющем большинстве - мужчины, которым свойственны определенные устоявшиеся стереотипы поведения мужчины и женщины в семье, их социальных ролей и взаимоотношений в личной жизни.

Такая позиция в отношении преступлений, совершаемых в семье в принципе не верна. Насилие со стороны близкого, в котором человек всегда пытается найти опору и поддержку, приносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае, нарушается основной принцип семьи - безопасное существование любого его члена.

Насилие в семье отличается высокой степенью латентностью. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы (см. статистику Кризисной службы г.Лангепас (некоторые не доверяют правоохранительным органам, некоторые боятся лишиться материальной поддержки и т.п.), а также неспособностью некоторых зависимых членов семьи обратиться в правоохранительные органы (это относится, в первую очередь к детям и престарелым членам семьи).

С другой стороны, латентность насилия объясняется нежеланием и отчасти неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших. Нередки случаи сокрытия обращений о фактах насилия в семье самими правоохранительными органами (милиция отказывается рассматривать заявления женщин о домашнем насилии, т.к. последние часто на следующий день, по разным причинам, забирают его и просят не наказывать мужа).

Поэтому, работа Кризисного центра г.Арзамаса в правоохранительных органах должна принести положительные результаты и изменить отношение милиции в целом к проблеме насилия в семье.

Следующим этапом в деятельности центра будет создание убежища для женщин, переживших домашнее насилие.

Кризисные центры Лангепаса и Арзамаса - это пример муниципальных социальных учреждений страны, работающих в сфере предотвращения насилия в семье.

В Мурманске, например, 20 апреля 1997 года открыт Кризисный центр для женщин “Приют” - как неправительственная благотворительная организация в форме общественного учреждения. Он был учрежден Конгрессом женщин Кольского полуострова и группой женщин - добровольцев “Телефона доверия для женщин”, который работал на общественных началах с весны 1995 года. Центр имеет собственное помещение, приобретенное на средства гранта. Цели, задачи и принципы деятельности этого центра являются аналогичными уже описанным выше.

Сложнее с созданием Кризисных центров обстоит дело в Москве. Город который является лидером в организации движения против насилия имеет всего четыре телефона доверия, один из которых, телефон доверия для жертв, переживших домашнее насилие. Все эти организации - неправительственные благотворительные учреждения, действующие на средства грантов. Оказалось, что в таком крупном мегаполисе как Москва создание муниципальных кризисных центров (телефонов доверия и убежищ) оказалось в настоящий момент непосильно трудной задачей. Сейчас существует только пробный проект Кризисного центра “АННА” и префектуры Гагаринского округа г.Москвы. Цель этого проекта - взаимодействие муниципальных и неправительственных организаций по предотвращению насилия в семье.

Перечисленные факты о деятельности Кризисных центров во всех концах страны свидетельствуют об активной инициативе на местах. Их создание есть пример того, как новый вид деятельности опережает его закрепление на законодательном уровне. Не сначала закон, а затем его реализация, а наоборот активные шаги на местах ставят государство перед фактом необходимости создания специального закона о предотвращении насилия в семье. В связи с этим встает вопрос - что с правовой точки зрения является основанием создания муниципальных и неправительственных организаций по предотвращению насилия в семье.

Муниципальные службы руководствуются Федеральным законом “Об основах социального обслуживания населения в РФ”. 10 июля 1997 года вышло Постановление Министерства труда и социального развития РФ “Об утверждении Примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам”. Пункт 1.1 этого положения гласит: “Кризисный центр помощи женщинам является учреждением государственной (муниципальной) системы социального обслуживания населения, предназначенным для оказания женщинам, находящимся в кризисной ситуации, социальной помощи различных видов”. Неправительственные же благотворительные организации в своей деятельности руководствуются законом об общественных организациях и регистрируются в форме общественного учреждения.

Единого правового акта, регулирующего данную сферу деятельности не существует. При этом государственные (муниципальные) службы находятся в более выгодном положении, а деятельность общественных организаций с точки зрения законности вообще ставится под сомнение, хотя известно, что именно они три-четыре года назад первыми в стране включились в борьбу с проявлениями насилия в такой сфере как семья.

Таким образом, потребность общество в специальном Федеральном законе стала очевидной и неоспоримой в силу следующих причин:

Закон должен заполнить, хотя бы частично правовой вакуум в области регулирования отношений, связанных с насилием в семье. Инициатива внесения и принятия данного закона принадлежала Комитету по делам женщин, семьи и молодежи V Государственной Думы. Прошло несколько лет, но вопрос о принятии законопроекта до настоящего времени не решен. Это объясняется тем, что некоторые депутаты считают этот вопрос не очень важным, другие справедливо указывают на необходимость доработки законопроекта.

По замыслу разработчиков закон “Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье” будет являться логичным продолжением закона “ Об основах социального обслуживания населения” и содержать комплекс мер, расширяющих права и обязанности социальных служб в области обеспечения безопасности в семье.

ПРИЛОЖЕНИЕ
(ИЗ МАТЕРИАЛОВ К СЕМИНАРУ "ЖЕНЩИНЫ ПРОТИВ НАСИЛИЯ" В ПЕТРОЗАВОДСКЕ)

НЕКОТОРЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПРОГРАММЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРАВА ЖЕНЩИН

(Знаком (-) отмечены документы, к которым Россия не присоединялась)

КОНВЕНЦИИ МОТ

РЕЗОЛЮЦИИ И РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРАВ ЖЕНЩИН

ЕВРОПЕЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН

Совет Европы

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Европейское сообщество (-)

Настоящее приложение составлено на основе изданий:

СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., Международные отношения, 1989. С. 159- 179.

Interrnatonal Legal Instruments relevant to women. UN: African Center for Women, 1995.

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

АГЕНТСТВО США ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ И ОБМЕНАМ (АЙРЕКС) ОБЪЯВЛЯЮТ О НАЧАЛЕ ПЕРВОГО ЭТАПА КОНКУРСА ГРАНТОВ ПО ПРОГРАММЕ "ПАРТНЕРСТВА: ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ СТОЛЕТИИ" (SPAN)

Проект SPAN ставит своей целью поддержку, углубление и расширение партнерского сотрудничества между американскими и российскими организациями и учреждениями. В рамках этого проекта будут финансироваться мелкомасштабные, целевые и новаторские проекты, которые способны содействовать достижению следующих стратегических задач ЮСЭЙД в России:

Поскольку задачей SPAN является не только оказание России одностороннего технического содействия, но и поддержка существующих взаимовыгодных отношений между американскими и российскими организациями, для включения в число кандидатов на финансирование партнеры обязаны представить совместный проект, реализация которого предполагает укрепление существующих между ними партнерских связей. В заявке должно быть указано, какую выгоду от совместной деятельности получат как американские, так и российские организации.

В рамках конкурса предусмотрено три этапа финансирования проекта, рассчитанного на 30 месяцев. На Этапе I кандидаты могут подать заявку на финансирование от ЮСЭЙД в размере до 200 000 долларов США под проекты продолжительностью от шести до тридцати месяцев. Собственный вклад ("мэтч") получателя гранта должен составлять как минимум 25 процентов от вклада ЮСЭЙД. Этот минимум необходим для доказательства истинной заинтересованности партнеров в предлагаемом ими проекте, а также для увеличения вероятности продолжения партнерского сотрудничества по окончании финансирования.

Предполагается, что в январе и в июне 1998 года будут объявлены два дополнительных конкурсных отбора по проектам, рассчитанным, соответственно, на 27 месяцев с максимальным уровнем финансирования 180 тыс. долларов США, и на 21 месяц при максимальной сумме финансирования 140 000 долларов США. В ходе конкурсного отбора будет распределено в общей сложности 25 грантов: 10-15 - на первом этапе и около пяти - на втором и третьем этапах.

Крайний срок подачи заявок на участие в первом этапе - 26 ноября 1997 года. Победители конкурса должны приступить к реализации своих проектов в концу января 1998 года и завершить их к 30 июля 2000 года.

Адрес программы SPAN: Хлебный пер., д. 1, комн. 418. Контактный телефон: (095) 203-6438; факс: 203-4311.

Более подpобную инфоpмацию можно пpочитать по адpесу: http://www.irex.org .


БАРНАУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СИБИРСКОГО ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ ПРЕДЛАГАЕТ УСЛУГИ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНИЦИАТИВНЫМ ГРУППАМ КРАЯ

Консультации и семинары по следующим темам: "Как создать общественную организацию", "Стратегическое планирование деятельности НКО", "Финансовый менеджмент", "Бухгалтерский учет и налогообложение", "Поиск источников финансирования", "Связь с общественностью", "Работа с добровольцами", "Написание заявок на гранты", "Взаимодействие с другими организациями", "Работа со средствами массовой информации".

Услуги ресурсного центра: компьютер, ксерокс, электронная почта, факс для приема информации, компьютерная правовая программа "Кодекс". Кроме этого, в центре имеется библиотека, насчитывающая около ста изданий, предназначенных для некоммерческих негосударственных организаций и содержащих информацию о третьем секторе.

Контактный тел./факс: (3852) 25-6963; е-mail: women@barrt.ru.