ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК N35(54)
23 декабря 1997 года

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О РАВНОМ ОБРАЩЕНИИ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЛЯ ТРУДЯЩИХСЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ТРУДЯЩИЕСЯ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ "ЛОКАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КООПЕРАЦИИ И СЕТЕВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ, МЕСТНЫХ ГРУПП САМОПОМОЩИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ФОНДОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ" (БЕРЛИН)
НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ПОТРЕБНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)"

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ А.В.АПАРИНОЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДЛИННОГО РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ОТ ГОСПОДСТВА К ПАРТНЕРСТВУ"

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О РАВНОМ ОБРАЩЕНИИ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЛЯ ТРУДЯЩИХСЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ТРУДЯЩИЕСЯ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

Принят Государственной Думой 10 октября 1997 года
Одобрен Советом Федерации 15 октября 1997 года

Ратифицировать Конвенцию о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Конвенция 156), принятую 67-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда 23 июня 1981 года в городе Женеве.
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль 30 октября 1997 года № 137-ФЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Обсудив Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, подготовленную Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, поддержанную участниками парламентских слушаний и получившую положительные отзывы комитетов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

п о с т а н о в л я е т :

  1. Одобрить Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
  2. Направить указанную Концепцию Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты, комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
  3. Рекомендовать Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации использовать указанную Концепцию при разработке и внесении проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы.
  4. Опубликовать настоящее Постановление и указанную Концепцию в "Российской газете".

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Г.Н.Селезнев

Москва, 20 ноября 1997 года № 1929-II ГД

РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ "ЛОКАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КООПЕРАЦИИ И СЕТЕВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ, МЕСТНЫХ ГРУПП САМОПОМОЩИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ФОНДОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ"

Каковы нужды женщин и каковы возможные и желательные формы кооперативных отношений между структурами, которые изначально неравны? - обсуждению этого вопроса было посвящено прошедшее 11-16 декабря в Берлине рабочее совещание "Локальные, региональные и межрегиональные модели кооперации и сетевого объединения гражданских инициатив, местных групп самопомощи, поддерживающих фондов и государственных структур в Центральной и Восточной Европе". Совещание было организовано женской неправительственной организацией из Берлина OWEN, ставящей своей целью поддержку сетевой работы женских групп и неправительственных организаций.

Октавия Волле - руководительница одного из проектов OWEN во вступительном слове сказала, что понятия "создание сетей" и "партнерство" стали модными в последнее время, но чем больше различия между нами, тем важнее установить определенные общие правила совместной работы. И именно поэтому в семинаре уделялось много внимания выработке общих для Востока и Запада понятий, таких как самопомощь, развитие организаций и сообществ, экономическая независимость, обсуждались барьеры и границы для развития партнерства и кооперации на локальном и международном уровнях (различия в культурных корнях, различная "социализация", различные политические взгляды), возможные и желательные формы кооперационных отношений между структурами, которые изначально неравны.

В работе совещания приняли участие 30 женщин из США, Англии, Германии, Польши, Украины, России, Болгарии. О своем опыте сетевой работы рассказали Марина Байер (The East-West-European Network OWEN, Берлин, Германия), Лизел Бернс и Сэнди Шиллен из NCNW (National Congress of Neighborhood Women, Национального Конгресса женщин-соседок, Нью-Йорк, США) и международной сети GROOTS (Grassroots Organization Operating Together in Sisterhood), Кальбиндер Каур и Лесли Фолей из организации W.A.I.T.S. (Women Acting in To-days Society, Женщины, действующие в сегодняшнем обществе, Бирмингем, Англия), Регина Инджева -представительница болгарской организации ЖАР (София, Болгария), Кинга Лохман - координатор КАРАТ-коалиции, объединяющей женщин из стран восточной Европы (Варшава, Польша), Людмила Кабанова и Лариса Федорова - Ассоциация независимых женских объединений (Россия), Алла Короленко из организации "Светлая поляна" и Надежда Плясова из "Гуманитарной инициативы" (Харьков, Украина), Моника Джекел из Центра матерей (Мюнхен, Германия).

Одно из заседаний прошло в виде диалога с фондами и государственными структурами, работающими с Центральной и Восточной Европой. В диалоге приняли участие представители фондов Роберта Боша, Северо-Южных мостов, Генриха Белля, Управления Сената по труду, профессиональному образованию и женщинам Земли Берлин. Представители фондов выразили свою заинтересованность в открытом и конструктивном обсуждении как нужд женщин, так и форм взаимодействия фондов и неправительственных организаций.

В итоге рабочего совещания были выработаны принципы совместной работы групп и организаций, ориентированных на поддержку и развитие местных групп самопомощи.

Дополнительную информацию можно получить:
(095)195-03-95 - Кабанова Людмила ("Женское единство")
(095)366-92-74 - Федорова Лариса (ИЦ НЖФ)

НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ПОТРЕБНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)"

5 декабря в Парламентском центре на Цветном бульваре состоялась научно-практическая конференция "Реформы социальной сферы в России: состояние и перспективы".

Депутаты Госдумы, члены правительства и представители общественных женских организаций из Москвы и регионов обсудили возможности влияния женских организаций на формирование политики и законотворчество.

Организаторы: Информационно - аналитическое Управление Аппарата Совета Федерации, Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Институт проблем занятости Российской академии наук.

На этом совещании из нашей сети независимых женских объединений присутствовали Е.Ершова (Женский консорциум) и Л.Божкова (ИЦ НЖФ).

Конференция проходила в традиционной форме, без обсуждения и без вопросов выступающим. Голос регионов и общественных организаций практически не был услышан. Е.Н.Ершова подала записку с просьбой предоставить слово, но не получила его.

По мнению представительниц многих общественных организаций, конференция не достигла сколько-нибудь значительных результатов.

В ходе конференции были заслушаны следующие доклады:

На конференции обсуждался

ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ПОТРЕБНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Москва, 15-1.6 декабря 1997 года
(подготовлены Институтом проблем занятости РАН)

Участники конференции отмечают, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции на различных участках социальной сферы (например, некоторые признаки улучшения демографической ситуации, увеличение численности поступающих в Вузы, некоторую активизацию в системе учреждения культуры и т.д.), острая ситуация в социальной сфере не преодолена. Финансирование социальных нужд зачастую находится на неприемлемо низком уровне. Наблюдаются существенные нарушения требований социальной справедливости, равных стартовых условий, общественной поддержки старших поколений. Хотя в целом сложившиеся сети учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры) в основном сохранились, на некоторых участках отмечаются сужения масштабов деятельности (это относится, например, к детским учреждениям, медицинскому обслуживанию в сельской местности и т.д.) Созданные в короткие сроки новые для России социальные институты (службы занятости, медицинские фонды и др.) функционируют часто недостаточно эффективно. Низкая оплата труда работников большинства учреждений социальной сферы, задержки с ее выдачей, недостаточное финансирование поддержания и раз вития материальной базы делают невозможным нормальное функционирование многих учреждений социальной сферы. Состояние государственных финансов еще не позволяет считать, что в ближайшем будущем исключено обострение нехватки средств для сохранения учреждений социальной сферы, нормативного финансирования социального обеспечения и социального страхования.

В этих условиях государственными органами был разработан ряд программ противодействия негативным тенденциям и решения отдельных социальных проблем, однако эти программы не могут выполняться в должной мере из-за финансовой необеспеченности.

Ощущается настоятельная потребность в глубоком реформировании социальной сферы, которое позволило бы решать социальные проблемы более целенаправленно и эффективно. В настоящее время ведется большая работа по составлению, обсуждению, уточнению концепций и программ реформирования важнейших отраслей социальной сферы, а также по реализации этих концепций и программ. На федеральном и региональном уровнях накоплен определенный опыт решения социальных проблем, который содержит и позитивные, и негативные элементы. Продолжение процесса реформирования предполагает дальнейшую отработку принципиальных подходов к решению актуальных социальных проблем, совершенствования соответствующих механизмов, тщательного отслеживания и предвидения всего спектра социальных последствий и способности к их своевременной корректировке.

В управлении социальной сферой особое значение приобретают проблемы взаимоувязки компетенции и ответственности федеральных и региональных органов, формирования и активизации местного самоуправления, оптимизации пропорций распределения затрат на социальные нужды и возможностей их финансирования. Требуются анализ факторов, обуславливающих числа регионов - реципиентов над числом регионов - доноров и осуществление действенных мер улучшения финансовой обеспеченности регионов - реципиентов на основе стимулирования их усилий по освоению внутренних резервов и рационализации финансово-экономических взаимоотношений между центром и регионами.

Сегодня особенно велика зависимость перспектив социальной сферы страны от преодоления экономического спада, увеличения доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Крайне необходимо преодоление такой ситуации, когда государство вследствие бюджетного дефицита вынуждено использовать социальную сферу как источник экономии своих расходов. Одновременно исключительно важно настойчиво проводить работу по приведению функций учреждений социальной сферы в соответствие с действительными потребностями различных слоев населения и общества в целом, осуществлять в социальной сфере приемлемый режим экономии ресурсов и в особенности повышать эффективность их использования. Необходима также решительная борьба с явлениями такого порядка, как трата государственных средств на отнюдь не насущные нужды, нецелевое использование средств, предусмотренных для социальной сферы, и их прямое расхищение.

Много вопросов возникает в связи освобождением многих предприятий от социальной инфраструктуры, а также в связи с широкой коммерциализацией учреждений социальной сферы. Ясно, что в принципе вполне целесообразная передача значительной части социальной инфраструктуры региональным органам государственного управления и органам местного самоуправления не лишит социальную сферу финансовой базы лишь в том случае, если предприятия и их работники, освобожденные от бремени непосредственных затрат на социальную сферу, так увеличат результативность своей производственной деятельности, чтобы увеличился их вклад в региональные и местные бюджеты. И необходимая в той или иной мере коммерциализация деятельности учреждений социальной сферы может расцениваться как положительное явление лишь в том случае, если социальные услуги ос таются, как правило, доступными для самых широких слоев населения, если реализуются государственные социальные гарантии. Это достигается ростом личных доходов населения, включая низкодоходные слои, предоставлением льгот за счет государства, а также по лучением дохода социальными учреждениями за счет платных услуг и направление этого дохода как для улучшения экономического положения учреждения, так и для финансирования гарантированных населению бесплатных и льготных услуг.

Участники конференции согласились по следующим принципиальным положениям:

1. Участники конференции считают необходимым поддержать основной замысел реформирования социальной сферы, который заключается в освоении более эффективных форм и методов ее функционирования, расширении круга и объемов привлекаемых источников финансирования, повышения социальной отдачи вкладываемых средств . Задачи социальной политики, реализуемые на основе реформирования социальной сферы, предусматривают более полное удовлетворение потребностей населения в услугах социальной сферы и, в частности, в социальной поддержке, а также недопущение выплат и льгот, немотивированных реальным уровнем нуждаемости в них. Отсюда вытекает принцип адресности предоставления социальной поддержки, учета совокупного семейного, а не личного дохода при решении вопроса о такой поддержке и т.д. В ходе реформирования необходим строгий государственный и общественный контроль за реальным продвижением в решении поставленных задач, учет возможности оперативных корректировок процесса реформирования. Особое внимание следует уделять тому, чтобы реформа социальной сферы укрепляла, а не ослабляла социальные гарантии, соблюдения их нормативно закрепленного уровня, расширяла возможности удовлетворения потребностей всех социальных групп, а не стала бы фактором дальнейшего усиления имущественной и статусной дифференциации населения. В то же время реформа должна послужить изживанию социального иждивенчества и традиций государственного патернализма.

2. Участники конференции предлагают при проведении социальной политики полнее учитывать зависимость возможностей социальной сферы от состояния экономики страны, избегать экономически необоснованных социальных решений. В этой связи представляется целесообразным введение новой методики социального программирования, когда осуществление тех или иных социальных мер связывается не только и не столько с определенными сроками и датами, сколько с появлением конкретных экономических предпосылок. Разумеется, такая зависимость учитывалась и прежде, однако директивное планирование базировалось на презумпции выполнимости экономических задач в ранее намеченные сроки. В нынешний же период наблюдается известная неопределенность темпов и сроков оздоровления экономики. Требуется гибкость в определении сроков и масштабов желаемых экономических сдвигов, благодаря чему социальная политика приобретет более реалистическое содержание. В ряде случаев эта необходимость особенно очевидна. Так, продвижение к самоокупаемости ЖКХ возможно без социальных осложнений в случае достаточной увязки его темпов с повышением реальных доходов населения. Такого рода реформаторские меры предполагают перелив средств, расходуемых ныне государством на финансирование ЖКХ, в фонд оплаты труда и пенсионного обеспечения. Очевидно, что в то же время подобное реформирование должно сопровождаться работой по повышению эффективности затрачиваемых средств и, если и не вести к снижению затрат населения, то во всяком случае к повышению качества его обслуживания. Следует отдавать себе отчет, что темпы и глубина реформ на отдельных участках социальной сферы во многом зависят от проводимой политики доходов населения.

3. Участники конференции считают необходимым ускорить анализ и сопоставление имеющихся точек зрения на конкретные задачи и не обходимые механизмы функционирования социальной сферы, пути финансового обеспечения и методы управления системами образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т.д. На этой основе необходимо ускорить выбор оптимальных вариантов и их законодательное оформление, исходя из требований наличия соответствующей ресурсной базы, принятых приоритетов социальной политики и т.д. Такому выбору будет способствовать выход за ведомственные рамки, проведение независимой экспертизы, публичный анализ различных интересов и лоббистских действий, оказывающих влияние на принятие решений. При этом зачастую нужно исходить под давлением остроты социальных проблем из того, что даже не вполне совершенные решения предпочтительнее, чем промедление с их принятием.

4. Участники конференции отмечают, что в сфере взаимодействия федерального центра с регионами целесообразно усилить два направления: во-первых, придерживаться, как правило, единых критериев и правил в оценке возможностей и потребностей регионов и при осуществлении касающихся их социально-экономических мероприятий; это способствовало бы большей обоснованности межрегионального перераспределения ресурсов; во-вторых, в особых случаях необходимо резко увеличить масштабы и особенно эффективность мер содействия регионам, особо нуждающимся в нем; для этого необходимо более глубоко обосновать и более четко закрепить критерии и нормы, соответствие с которыми осуществляется такое массированное содействие.

Следует учитывать, что чрезмерно дифференцированный подход к регионам, к их экономическим и социальным запросам, зачастую обусловленный лишь политическими причинами, по существу подрывает взаимодействие регионов и их взаимодействие с центром и влечет за собой определенные, иногда далеко идущие негативные последствия.

Одновременно крайне нежелательна такая практика, когда регионы пытаются решить свои проблемы на основе экономической самоизоляции и конфронтации с интересами других регионов. Разрушение единого экономического пространства России, регионализация рынков и т. п. в конечном счете не способствуют решению региональных социальных проблем.

5. Участники конференции констатируют неприемлемость такой практики, когда учреждения социальной сферы рассматриваются как источник экономии бюджетных средств. Снижение уровня финансирования социальной сферы заняло важное место среди средств смягчения бюджетного дефицита и сдерживания инфляции. В этом отношении социальная сфера, представленная прежде всего бюджетными организациями, находится в еще менее благоприятном положении, чем производственная сфера. Хотя существует задолженность предприятиям производственной сферы по государственным заказам, в целом производственная сфера имеет больше возможностей зарабатывания средств, чем социальная сфера. Несмотря на это государством до сих пор практически почти не использовались рычаги принуждения предприятии к активизации хозяйственной деятельности, что позволило бы улучшить финансовое положение и учреждений социальной сферы.

6. В свете уже имеющегося опыта недопустима недооценка важности государственного регулирования процессов коммерциализации социальной сферы. Необходимо административное и экономическое противодействие стихийному "выдавливанию" бесплатных и льготных услуг, распространению теневой экономики в социальной сфере. Нельзя оставлять без внимания извращенный зачастую характер легальной коммерциализации, которая в условиях монополизма, дефицита ресурсов сопровождается тенденцией чрезмерного удорожания платных услуг и вздуванию издержек на бесплатные или льготные для населения услуги, переориентацией на высокодоходные группы населения в ущерб низкодоходным.

7. В процессе реформирования социальной сферы необходимо усилить активные компоненты социальной политики. При всей зависимости социальной сферы от экономической ситуации нельзя упускать из виду возможности социальной сферы в деле содействия экономическому развитию. Многие участки социальной сферы развивают потенциал работников и формируют для них те или иные стимулы. Для реализации этих возможностей необходимо предусмотреть целенаправленные коррективы социальной политики. Так, Б политике занятости целесообразно, на ряду с материальной поддержкой безработных, направить усилия на организацию своевременной переподготовки под лежащих высвобождению работников; стимулом для продолжения трудовой деятельности лиц пенсионного возраста могут быть достаточно привлекательные условия назначения "отложенных" пенсий и т.д.

В целом социальная политика в силу сложившихся обстоятельств должна быть в значительной степени сконцентрирована на решении проблем, так или иначе связанных со стимулированием экономической активности населения, формировании и реализации трудового потенциала.

8. В целях повышения эффективности социальной политики и расширения ее возможностей требуется широко использовать формы и методы, связанные с развитием негосударственных инициатив. Социальная поддержка населения не должна быть делом только государственных органов, для ее осуществления требуется привлекать как предпринимательские структуры, так и широкую общественность. В целом ряде случаев социальная поддержка неотделима от поощрения экономической активности населения. Это могут быть территориальные потребительские общества, самозанятость населения, объединение его средств для решения социальных задач и т.д. Особую роль могут сыграть при этом местные органы самоуправления, соседские коллективы и пр. Однако и в этом деле требуется стимулирующее и в известной мере организующие государственное начало.

9. Зачастую важная инициатива в решении социальных проблем концентрируется на региональном и местном уровнях. Обобщение этого опыта может способствовать выработке более рациональных решений на федеральном уровне. Интенсификация обмена опытом между регионами может в немалой степени сократить время поиска рациональных форм и методов решения социальных проблем.


В ИЦ НЖФ имеются следующие документы конференции:

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ А.В.АПАРИНОЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДЛИННОГО РАВНОПРАВИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ОТ ГОСПОДСТВА К ПАРТНЕРСТВУ"

18 декабря в малом зале Госдумы состоялась пресс-конференция председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи А.В.Апариной "Обеспечение подлинного равноправия мужчин и женщин: от господства к партнерству"

Пресс-конференция проводилась в связи с принятием 19 декабря Госдумой постановления "О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".

Обсуждались следующие проблемы: от "льгот" для женщин к государственным гарантиям в связи с рождением детей, развитие законодательства по обеспечению прав работающих мужчин на равное участие в воспитании детей, сбалансированное представительство мужчин и женщин на высших государственных постах и др.


ПРЕСС-РЕЛИЗ
К ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ А.АПАРИНОЙ НА ТЕМУ: "ПОДЛИННОЕ РАВНОПРАВИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ОТ ГОСПОДСТВА К ПАРТНЕРСТВУ"
18 декабря 1997 года
Государственная Дума

19 ноября 1997 года по предложению Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи Государственная Дума приняла постановление (подписано 20 ноября № 1929-II ГД), которым была одобрена Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Принятие этого важного документа является примером последовательной реализации Государственной Думой положения, зафиксированного в статье 19 Конституции Российской Федерации "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Кроме того, разработка Концепции обусловлена ратификацией Российской Федерацией Конвенции Международной Организации Труда "О равном обращении и равных возможностях мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", которая в силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации является составной частью нашей правовой системы. Концепция никак не покушается на права мужчин и если во введении говорится о необходимости особо остановиться на проблемах правового статуса женщин, то объясняется это тем, что чаще всего именно женщины сталкиваются с ограничением их прав во многих сферах жизни. В связи с этим возникает потребность соответствующего правового регулирования, несомненно, учитывающего реально существующие различия между мужчинами и женщинами. Этим и обусловлена цель Концепции - определение общей стратегии и приоритетных направлений законотворческой деятельности по обеспечению конституционного принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Большое количество проблем, нуждающихся в правовом регулировании с точки зрения вышеназванного положения Конституции Российской Федерации, предусматривает необходимость объединения усилий всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Кроме того, очень важным является также стимулирование правотворческой деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации. Ведь защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, иные вопросы социальной сферы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому трудно рассчитывать на эффективность предусмотренных Концепцией мер законодательного и исполнительного характера, если основные ее положения не получат развития в соответствующих нормативных актах и реальных действиях субъектов Российской Федерации. В Концепции рассматриваются именно те сферы жизни общества, которые требуют особого внимания законодателей с точки зрения соответствия российского законодательства - как действующего, так и вновь разрабатываемого - конституционному принципу равенства прав мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации, а также признанным Россией международным нормам. При этом в Концепции указывается, что перечень этих сфер не является исчерпывающим и в дальнейшем при реализации Концепции должны получить регулирование и иные сферы общественных отношений. Важным разделом Концепции является заключение, которое содержит два подраздела. Один предусматривает комплекс мер законодательного характера, другой - комплекс мер, который необходимо принять органам исполнительной власти для реализации законов, разработка и принятие которых предусмотрены Концепцией. Таким образом, подготовленный Комитетом проект Концепции является первой попыткой создания модели для отработки системного подхода к законотворческой деятельности Государственной Думы в части обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Важно отметить, что в работе по подготовке, обсуждению и экспертизе Концепции активно участвовали депутаты - представители различных фракций и депутатских групп. К разработке этого документа были привлечены высококвалифицированные специалисты в области права, экономики, социологии, медицины, трудовых отношений, других областей. Он неоднократна обсуждался в самых различных аудиториях: на парламентских слушаниях, заседаниях "круглых столов", конференциях и семинарах. Тексты постановления Государственной Думы и Концепции направлены не только всем субъектам права законодательной инициативы, но и многим общественным объединениям, чья деятельность связана с последовательной реализацией принципа равенства прав и возможностей мужчин и женщин. Именно эта часть формирующегося в России гражданского общества должна стать тем "двигателем", благодаря которому идеи Концепции станут реально осуществимыми.

Текст Постановления Государственной Думы "О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", как и текст самой Концепции" имеется в ИЦ НЖФ (вопреки "Постановлению", текст Концепции так и не был напечатан в "Российской газете")

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА

ПОВЕСТКА ДНЯ

заседания Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации

  1. О деятельности женских общественных объединений по осуществлению рекомендаций Пекинской Платформы действий, принятой на IV Всемирной конференции по положению женщин и укреплению сотрудничества государственных и неправительственных организаций.
  2. Разное


ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИИ
18 декабря 1997 года

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕКИНСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ, ПРИНЯТОЙ НА IV ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН И УКРЕПЛЕНИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Заслушав и обсудив информацию женских объединений об их деятельности в рамках реализации рекомендаций IV Всемирной конференции по положению женщин. Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации приняла решение:

1. Принять к сведению информацию женских неправительственных организаций и одобрить их деятельность, осуществленную по выполнению Пекинской Платформы действий, принятой на IV Всемирной конференции по положению женщин.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2. Рекомендовать женским неправительственным организациям:

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью защиты интересов семьи, женщин и детей расширять формы и методы взаимодействия с общественными женскими объединениями.


МАТЕРИАЛЫ К ЗАСЕДАНИЮ КОМИССИИ:
(Имеются в ИЦ НЖФ)

Первый секретарь МИД М.О.Корунова, принимавшая участие в работе заседания Комиссии, заверила присутствующих в том, что все отчеты о деятельности женских общественных объединений будут обработаны и направлены в Комиссию ООН по положению женщин.

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОДМОСКОВЬЯ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ СОЗДАТЬ СОБСТВЕННУЮ АССОЦИАЦИЮ

5 декабря в учебном корпусе московских профсоюзов прошел круглый стол "Взаимодействие органов государственной власти с некоммерческими организациями". Он был организован региональным ресурсным центром "Спасательный круг" при поддержке Мосинфонда.

Представители более 20 подмосковных некоммерческих организаций (НКО) приняли резолюцию о создании союза НКО Московской области "для успешной работы некоммерческих организаций и установления партнерских отношений с властью". Организаторы союза ставят задачу - добиться принятия и реализации областного закона о благотворительности и образования при администрации или думе органа поддержки общественных организаций. Все также высказались за создание общественных приемных и подготовку к "Ярмарке социальных проектов", которую планируется провести в феврале 1998 года.

В своих выступлениях собравшиеся отмечали, что образовать союз некоммерческих организаций их вынудило безразличное отношение властей. По словам общественников, уже два года не принимается областной закон о благотворительной деятельности, в районных администрациях нет отдела по связям с общественными организациями. "Более двух лет назад я готовил один из вариантов закона о благотворительности, он был представлен в областную думу, но до сих пор о нем ничего не слышно. Я знаю, что аналогичные проекты предлагались и другими организациями, и результат такой же", - заявил представитель красногорского фонда "Благодарение" Олег Островский. "Местные чиновники относятся к нам или как к просителям, или как к врагам, особенно в малых подмосковных городах. Попробуйте, например, предложить провести семинар по поддержке НКО администрациям Талдома или Кимр - вам не предоставят даже помещения", - поддержала его Генриэтта Савина из дубнинской женской организации "Стимула".

"Сегодня уже нельзя откладывать создание областного союза, - сказал председатель "Народного дома" из Павловского Посада Виталий Новичков. - Мы будем контактировать с властью не только на уровне местного самоуправления, а на уровне администрации и думы, и таким образом сможем оказывать давление на чиновников". В. Новичков предложил организовать в небольших городах общественные приемные наподобие той, что действует при "Народном доме" в Павловском Посаде. По его мнению, это один из эффективных методов работы с населением, возможность не только помочь конкретным гражданам, но и привлечь внимание власти и средств массовой информации.

Контактный телефон: 551-4448 (Татьяна Красникова).


"СОЛДАТСКИЕ МАТЕРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" УСИЛИВАЮТ СВОЮ АКТИВНОСТЬ В СУДАХ

Общественная организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" встала на защиту прав призывника Андрея Веселова. По словам Алексея Одинга, пресс-секретаря организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", Андрей Веселов был признан призывной комиссией г. Сосновый Бор (Ленинградская область) негодным к службе в армии по состоянию здоровья. Областная призывная комиссия это решение отменила. А.Веселов обжаловал, по его мнению, незаконное решение о призыве в Ленинском федеральном суде Санкт-Петербурга по месту нахождения областной призывной комиссии.

Он подал жалобу еще в июне 1996 года. За это время прошло безрезультатно девять заседаний суда. Ответчик - представитель местной призывной комиссии не явился ни на одно из них. Судья Татьяна Романец наложила на призывную комиссию Ленинградской области штраф за неуважение к суду в размере 500 тысяч рублей и снова назначила рассмотрение.

Очередное заседание по поводу рассмотрения жалобы было назначено на 10 декабря. В связи с болезнью судьи суд перенесен на 21 января 1998 года.

За последнее время суды Петербурга отменили пять решений призывных комиссий. Сейчас в Октябрьском федеральном суде Санкт-Петербурга рассматривается около 20 жалоб на незаконные действия городской призывной комиссии. Кроме того, поступило семь жалоб от жителей Ленинградской области.

Контактный тел./факс: (812) 259-4968.


РОССИЙСКИЕ ЭКСПЕРТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ООН (ПРООН) ВСТРЕТИЛИСЬ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Российские эксперты ПРООН Г.Негрустуева и С.Айвазова встретились с представителями государственных структур и общественных организаций Иркутска и Ангарска. Цель визита - корректировка проекта создания в Иркутске Центра неправительственных женских организаций, выработка приоритетов его деятельности будущего Центра и изучение возможностей сотрудничества между женскими организациями и областной области.

На встрече с московскими гостями представители различных общественных организаций единодушно высказались в поддержку создания центра. Собравшиеся, в частности, отметили, что такой центр мог бы способствовать: решению проблемы повышения профессионального уровня активистов общественных организаций и созданию образовательных программ для детей и взрослых; привлечению ведущих российских и зарубежных специалистов, внедрению новых информационных технологий; обеспечению правовой защиты деятельности организаций; созданию информационного центра для объединения организаций и для их взаимодействия с госструктурами. Председатель Иркутского отделения содействия ООН Б.Шмакин предложил создать службы информации через телевидение, радио, Интернет и привлекать к работе больше местных консультантов и специалистов.

Участники встречи направили губернатору Иркутской области обращение с просьбой поддержать идею создания Центра неправительственных женских организаций.

Контактный телефон: (3952) 24-1271 (Закирова Галия Мусавировна - эксперт отдела семьи, детей и женщин Областного комитета по социальной политике).


ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ПРОГРАММА МАЛЫХ ГРАНТОВ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ ГЕНДЕРНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Центральноевропейский университет (Central European University - CEU) и Институт "Открытое общество" объявляют о проведении программы малых грантов для региональных общественных организаций, программ и учреждений, занимающихся гендерными проблемами, женским движением, вопросами развития культуры и продвижения женских инициатив. Программа грантов направлена на поддержку гендерных инициатив в странах Центральной и Восточной Европы и государствах бывшего СССР.

Размер грантов - до 2 тыс. долларов США. Проекты должны быть рассчитаны на тот регион, в котором работает организация-заявитель; срок исполнения проектов - 12 месяцев. Бюджеты проектов могут включать расходы на конференции, семинары, технические нужды (например, на переводы или печать), оборудование (факсы, модемы, ксероксы), но не должны состоять только из статей подобного рода. Приветствуются проекты организаций, впервые обратившихся за финансированием и ранее не работавших по грантам. Заявки от отдельных лиц, а также включающие транспортные расходы и расходы на проведение индивидуальных исследований, рассматриваться не будут. Для участия в конкурсе необходимо предоставить следующую документацию на английском языке: форма-заявка, описание проекта и предполагаемые результаты (две страницы), подробный бюджет и письменное описание, на что и как будут использоваться средства, рассказ о предыдущей деятельности организации.

Последний срок подачи заявок - 15 января 1998 года.

Организации-победители конкурса грантов будут объявлены 15 февраля 1998 года, с 1 марта они должны приступить к выполнению проекта. Также подобный конкурс будет проводиться весной.

Заявки нужно направлять в Венгрию по адресу: The Program on Gender and Culture, Gender Studies Small Grant Program (GSGP), Central European University, 1051 Budapest, Nador u. 9, Hungary

или по факсу: +36-1-327-3001.

Подробную информацию о конкурсе можно получить по e-mail:

gender@ceu.hu.


НАЧАТ КОНКУРС ГРАНТОВ НА ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ МНОГОЭТНИЧЕСКИХ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ

Общественная организация "Инициатива общественных реформ" (Public Reform Initiative - LGI, центральный офис в Венгрии) проводит конкурс грантов Case Study Writing Grant на написание статьи-исследования по проблемам многоэтнических местных сообществ. Осенью 1996 года LGI начала новый проект по этническим конфликтам, межэтнической политике и местному управлению.

Цели проекта - развитие местных сообществ и органов местного самоуправления, обмен информацией и опытом по урегулированию конфликтов в общинах. Проект охватывает 27 стран Центральной и Восточной Европы.

LGI с ноября 1997 года начала конкурс грантов для авторов небольших статей-исследований по проблемам местных межэтнических сообществ. Case Study Writing Grants могут выиграть отдельные лица или организации, которые по результатам присланных на конкурс заявок продемонстрируют глубокие знания в сфере истории и управления местными сообществами, где проживают представители нескольких национальных групп. Размер гранта - 600 долларов США, объем исследования - восемь тысяч слов.

Материал должен показать одну из сторон жизни в межэтническом пространстве и содержать положительный пример работы в местном сообществе. Приоритет отдается следующим темам: налаживание межэтнических отношений, участие меньшинств в местном управлении, сохранение культуры и языка меньшинств, снижение социально-этнической напряженности в сообществах, улаживание межэтнических конфликтов, социально-экономическое усиление меньшинств, решение проблем в области здравоохранения, социального обеспечения, гарантии прав населения, дискриминация, финансирование инициатив меньшинств и НКО на местном уровне, освещение жизни меньшинств в печати, беженцы, положение нелегалов. Жюри также будет уделять особое внимание "журналистскому" и фактологическому качеству материалов, общественную значимость исследования и возможность его продолжения в дальнейшем.

Заявка должна быть представлена в двух экземплярах (на английском и русском языках) содержать название работы, имя и полный адрес автора, тип организации, если необходимо, знак "защищено законом об авторском праве", подпись автора, краткое содержание работы-исследования (максимум 1500 слов), вывод-объяснение, как описанное в работе может быть использовано в практике других сообществ, биография автора (не более двух страниц). Заявки, не отвечающие данным требованиям, не принимаются. В течение 1998 года будет проведено несколько подобных конкурсов.

Последние сроки приема заявок - 31 января 1998 года, 31 марта, 30 сентября, 31 декабря, 31 марта 1999 года.

Заявки нужно направлять по адресу: Local Government and Public Service Reform Initiative, Ethnic Conflicts, Multicultural Politics and Local Governance Project, 1525, Budapest, 114, P.O. Box 10/27.
Е-mail: lgprog@osi.hu, kovacsp@osi.hu.


ТРЕНИНГ-ЦЕНТР "ГОЛУБКА" ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЧАЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧЕРЕДНОЙ ПРОГРАММЫ СЕМИНАРОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МАЛОГО БИЗНЕСА

В течение зимнего сезона 1997-1998 гг. "Голубка" планирует провести серию трехдневных семинаров, направленных на повышение эффективности организаций, работающих в третьем секторе, и мелких предпринимательских структур.

В ходе реализации программы центр планирует затронуть такие темы, как организационное развитие, включая вопросы лидерства и принятия решений, разрешение конфликтов, общение и другие. Конкретные темы и сроки проведения семинаров будут определены в ходе реализации программы и будут основываться на результатах оценки потребностей конкретных организаций и структур через анкетирования участников семинаров. Участие в семинарах - платное и только по предварительной записи. Организациям, направляющим двух и более сотрудников для участия в семинаре, предоставляется 10-процентная скидка. Замена участников в ходе проведения семинара не допускается. Количество участников семинара ограничено, и "Голубка" оставляет за собой право записывать желающих на "лист ожидания" при отсутствии вакантных мест.

Тренинг-центр не обеспечивает участников жильем на время проведения семинара и не возмещает транспортные расходы.

Получить дополнительную информацию можно в указанные сроки по тел./факсу или по e-mail: GOLUBKA@GLASNET.RU

Первый семинар из этой серии "Как добраться до денег" будет посвящен вопросам финансовой устойчивости организаций и поиску средств пройдет с 19 по 21 декабря 1997 года.

Записаться на семинар и получить дополнительную информацию можно с 15 по 17 декабря по телефонам: (095) 958-2215/2306/2406/2172 с 11.00 до 18.00 или лично по адресу:

117071, Москва, ул. Орджоникидзе д. 13/2, этаж 15, офис N 3.



НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОСТАВИЛА ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

16 декабря Московский центр гендерных исследований (МЦГИ) провел в Госдуме круглый стол "Равные права и равные возможности в сфере занятости: реформа законодательства в России", на котором были представлены результаты независимой экспертизы трудового законодательства.

В работе круглого стола приняли участие заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Госдумы А.Г.Голов, представители департамента по делам женщин и отдела международных организаций Министерства труда и социального развития. Вниманию представителей органов законодательной и исполнительной власти был предложен доклад "Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда", подготовленный сотрудниками МЦГИ.

По мнению автора доклада к.э.н. Марины Баскаковой, гражданам России сегодня предложено самим решать проблему трудоустройства, и если мужчины хоть как-то с этой задачей справляются, то женщины оказались в безвыходном положении.

"Женщина вошла в мир рыночных отношений со всем набором льгот, которые "работали" в советском государстве, но стали экономическим тормозом в сегодняшней России. Льготы, прописанные в КЗОТ, сегодня - не механизм защиты женщин, а дополнительный предлог, вынуждающий женщину сменить работу на менее престижную. Мы не выступаем за отмену льгот, их необходимо сохранить, но пользоваться ими должны в равной степени и отец, и мать", - заявила Марина Баскакова. Она считает также, что применение действующего трудового законодательства в сочетании с реформой пенсионной системы может привести к тому, что многие женщины после выхода на пенсию окажутся за чертой бедности и будут получать лишь минимальное социальное пособие.

Участники круглого стола сошлись в одном - государственная политика в сфере труда крайне недальновидна. Но, как выяснилось в ходе дискуссии, никто не знает, какой она должна быть. В Комитете по труду и социальной политике Госдумы до сих пор спорят, какие механизмы защиты должно применять трудовое законодательство по отношению к гражданам. С 1992 года депутаты работают над поправками к старому Кодексу законов о труде, сейчас он готовится ко второму чтению, а в департаменте по делам женщин Министерства труда и социального развития об этой работе ничего не знают. Представители же общественных организаций негодуют, что к их мнению при обсуждении реформ социальной сферы никто не прислушивается.

Они считают, что, во-первых, принимать поправки бессмысленно, пока не сформулированы основные принципы государственной политики в сфере труда, во-вторых, даже при хорошем, проработанном законодательстве необходимы специальные меры, чтобы приблизить это законодательство к жизни. Например, активизировать работу профсоюзов, пропагандировать равное привлечение мужчин и женщин к уходу за ребенком на дому. Кроме того, по мнению Марины Баскаковой, необходимо добиваться публикации и гласного обсуждения ежегодных отчетов правительства перед Международной организацией труда.


СТУДЕНТЫ АРХАНГЕЛЬСКА УЧАТСЯ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА

12 декабря в Архангельске прошел областной семинар "Студент и право". Организовали его архангельский молодежный союз "Яблоко" и архангельское молодежное объединение "ДОМ 28" при поддержке Хельсинкской Гражданской Ассамблеи.

Основная тема семинара - "Студенческие проблемы, связанные с незнанием прав и способов их отстаивания". То, что проблема защиты прав студентов существует, характеризует такой факт: студенты Архангельской государственной медицинской академии, проживающие в Архангельске, с января 1998 года не будут получать стипендию. А профком учебного заведения боится бороться за свои права.

По итогам семинара была издана первая брошюра "Библиотеки студента", в которой собраны 95 вопросов и ответов на тему "Студент и право".

Контактный телефон (8182) 49-4458. E-mail: ivan@ivan.citymail.sts.ru.


В НОВОСИБИРСКЕ НАЧАЛА ВЫХОДИТЬ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЧА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Межрегиональный общественный фонд "Сибирский центр поддержки общественных инициатив" (МОФ СЦПОИ) совместно с ГТРК-Новосибирск приступил к созданию серии передач о проблемах некоммерческого сектора и о его роли в развитии общества.

5 декабря вышло приложение к программе "Зеркало", одной из наиболее популярных программ Новосибирского телевидения, посвященных социальным проблемам. Ведущая программы - Калерия Карамнова, приложение готовит молодая тележуpналистка Яна Рябинская. Первое приложение было приурочено к Международному Дню Добровольцев.

В передаче приняли участие: Александр Гапонов, студент-юрист, бесплатно работающий с рядом общественных организаций и помогающий малообеспеченным людям, например, пенсионерке, обманом лишившейся квартиры; жильцы дома, превратившие его совместными усилиями в выставочный зал; студенты отделения менеджеров Новосибирского государственного технического университета, которые провели маркетинговые исследования для новосибирского отделения Всероссийского общества слепых.

Участники второй передачи обсуждали проблемы взаимоотношений некоммерческих организаций (НКО) и власти, пути их разрешения, новые аспекты сотрудничества, ход разработки закона о социальном заказе и эффективность совместной работы в социальной сфере. В передаче приняли участие Иосиф Рохлин, главный специалист отдела по связям с общественностью администрации Новосибирской области, Георгий Чулинин, начальник отдела по связям с общественными объединениями мэрии Новосибирска, Александр Греблюк, директор организации родителей военнослужащих, погибших в локальных войнах, "Обелиск" и Галина Кучина, руководитель Комитета спасения Оби. Эти организации активно работают и хорошо известны не только своим членам.

Контактный телефон: (3832) 46-45-32 e-mail: lada@cip.nsk.su
(Лада Юpченко).


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД КОРПОРАЦИИ "FORD MOTOR COMPANY" ПРОВОДИТ КОНКУРС ПРОЕКТОВ НА СОИСКАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРЕМИИ ГЕНРИ ФОРДА "ЗА СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Премия благотворительного фонда крупнейшей автомобильной корпорации существует уже 15 лет и ежегодно присуждается выдающимся проектам в 34 странах мира. Общая сумма призового фонда, распределяемого среди победителей, - 500 тыс. долларов США. Пятый раз в этой программе участвует и Россия. Так, в прошлом году национальным победителем был признан проект "Марш парков в России" - международная акция поддержки особо охраняемых природных территорий.

Фонд "Европейская премия Генри Форда за сохранение культурного наследия и окружающей среды", который возглавляет Вильям Клэй Форд - правнук основателя компании "Форд", принимает на рассмотрение проекты российских негосударственных общественных организаций, организаций по защите окружающей среды и частных лиц по четырем категориям:

Призовой фонд российского национального конкурса составляет 15 тыс. долларов США. Все проекты получат диплом участника, а один наиболее выдающийся проект будет выдвинут жюри для участия в Европейском конкурсе, проводимом фондом.

Последний срок подачи заявок - 27 февраля 1998 года.

Итоги конкурса будут подведены в апреле 1998 года.

Заявки на участие в конкурсе составляются на основе стандартной формы, которую можно получить в оргкомитете по адресу: 121151, Москва, Кутузовский пр-т, д. 22, под. 14а, Агентство социальной информации.
Контактный тел./факс: 249-3989; е-mail: asi@glas.apc.org.


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ОБЪЯВЛЯЕТ О НАЧАЛЕ ТРЕТЬЕГО ТУРА ПРОГРАММЫ МАЛЫХ ГРАНТОВ В ОБЛАСТИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНОГО СЕКТОРА

В рамках программы Агентства международного развития США по сотрудничеству в жилищном секторе была разработана Программа малых грантов для предоставления помощи в реформировании жилищного сектора России путем финансирования негосударственных организаций, уже работающих в этой сфере. Цель программы состоит в содействии переходу этих организаций на самоокупаемость за счет долгосрочной деятельности, приносящей реальные доходы. В то же время программа не преследует цель стать единственным источником их финансирования.

В конкурсе могут принять участие любые российские негосударственные организации, работающие в сфере жилищной реформы. Однако предпочтение при отборе будет отдано тем организациям, чьи сотрудники и члены правления уже имеют хороший опыт работы в жилищном секторе, особенно тем, кто уже участвовал в работе по проекту АМР США по реформированию жилищного сектора (HSRP). Важным критерием отбора является наличие дополнительных источников получения средств.

В рамках конкурса будут рассмотрены заявки на получение грантов размером до 20 000 долларов. Для того, чтобы получить финансирование, приближающиеся к этой сумме, в заявках должны содержаться аргументы, убеждающие комиссию в том, что заявитель отвечает ее требованиям с точки зрения квалификации, результативности проекта и самоокупаемости. Такие заявки будут изучаться комиссией с особым вниманием и тщательностью.

Заявки принимаются до 31 декабря 1997 года, официальное объявление решения комиссии состоится 4 февраля 1998 года.

Полный текст объявления о конкурсе, форму заявки, образец бюджета и дополнительную информацию можно получить по адресу:
Россия, 129090, Москва, пр-т Мира, д. 19, комн. 318.
Контактный телефон: (095) 288-9387 (Вероника Поддубная); факс: 288-9384, e-mail: urbaninst@glasnet.ru.