Институт комплексных социальных исследований
Российской Академии наук

Российский независимый институт
социальных и национальных проблем

ЖЕНЩИНА НОВОЙ РОССИИ: КАКАЯ ОНА?
КАК ЖИВЕТ? К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ?

Аналитический доклад

10. ЕСТЬ ЛИ НУЖДА В ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧАСТИИ?

В современной России, судя по результатам ранее проведенных исследований, интерес женщин к политике и, соответственно, участие в ней, за последние годы существенно снизился. Если на волне перестроечной и постперестроечной эйфории в политику пришло много женщин, которые в ряде случаев заняли ключевые позиции в высших эшелонах власти и даже имели свое представительство в парламенте в виде самостоятельной фракции "Женщины России", то в настоящее время их позиции в органах власти, причем не только в центре, но и, особенно, на местах значительно ослабли. Первый вопрос, который в связи с этим возникает, - что лежит в основе "деполитизации" значительного числа женщин страны? Является ли это следствием возникновения новых возможностей реализации жизненных интересов, когда активность "воплощается" в самых разных областях и сферах, включая не только политическую, но и профессиональную, образовательную, социально-бытовую, личную? А может быть это новое проявление дискриминации по половому признаку, когда женщин фактически оттесняют от активного участия в политической жизни, что свойственно, прежде всего, обществам, сохранившим патриархально-традиционалисткую модель взаимодействия мужчины и женщины в семье и в целом в обществе?

Результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что как это ни парадоксально, сами женщины в большинстве своем дают вполне ясные, однозначные ответы на все эти вопросы.

С одной стороны, многие из них не считают себя ущемленными с точки зрения возможности общественной и политической самореализации. Более того, 45,8% опрошенных женщин против 29,3% считают, что за последние десять лет возможности женщин реализовать себя в бизнесе, общественной деятельности, политике значительно возросли. С другой стороны, примерно в таком же соотношении (52,7% против 24,9%) опрошенные отмечают, что мужчины, по-прежнему, обладают бульшими правами и возможностями для активной политической деятельности, чем женщины.

Это противоречие объясняется, прежде всего, тем, что признание возросших возможностей, как показывает практика, вовсе не ведет к их автоматической востребованности. Да, большинство женщин считает, что сегодня в стране нет серьезных формальных ограничителей для полноценной общественной и политической жизни женщин и, соответственно, нет политической дискриминации по половому признаку. Однако, одновременно с этим женщины отмечают такое количество проблем, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, что политика и общественная деятельность не может для них не отступать на задний план. Почти для половины опрошенных женщин (44,0%) политическая и общественная карьера ни сейчас, ни в будущем не входит в число жизненно важных планов. Заявивших о том, что они добились серьезного карьерного роста в этой области, всего лишь 5,5%. Все же остальные либо считают, что они этого могут добиться, если захотят (25,7%), либо не смогут добиться, даже если захотят (23,5%).

Таким образом, группа женщин "активистского" типа составляет чуть менее трети всех опрошенных. При этом, правда, следует учитывать, что многие женщины считают возможным и даже необходимым принимать участие в том, что принято называть общественной работой, усиливать роль в жизни общества собственно женских организаций. Тем самым, число включенных в эту деятельность женщин при определенных условиях действительно может несколько возрасти. Причем, обращает на себя внимание то, что в отношении возможностей такого рода участия женщины достаточно оптимистичны - 47,4% из них заявили, что мужчины и женщины имеют одинаковые возможности для участия в общественной жизни, и лишь 27,3% - что у мужчин здесь прав больше.

При этом прослеживается взаимосвязь между оценками новых возможностей для политической и общественной самореализации, с одной стороны, и оценками собственных возможностей с другой. Так, более позитивно эти возможности оцениваются теми россиянками, которые уже сумели здесь чего-то добиться либо надеются сделать это в ближайшей перспективе (см. табл. 27).

Таблица 27

Оценка новых возможностей самореализации женщин в бизнесе, политике и
общественной деятельности в зависимости от собственных успехов, в %

Оценка достигнутого успеха в
профессиональной, политической
и общественной карьере

Как изменились возможности
за последние 10 лет

.

Стало легче

Стало
труднее

Не изменились

Уже добилась успеха

7.7

4.2

3.5

Пока не добилась, но считаю, что мне это по силам

31.8

19.3

23.3

Хотелось бы, но вряд ли смогу

19.7

30.4

23.6

В моих жизненных планах этого не было

40.8

46.2

49.6

Что же из себя представляют женщины "активистского" типа, стремящиеся к самореализации, в том числе в общественной и политической жизни? Как и следовало ожидать, наибольшего карьерного роста добились женщины старших возрастных групп: 12,4% при 5,6% в среднем по массиву. Но и в этой же возрастной группе наибольший процент тех (56,9%), кто уже не видят для себя перспектив личной самореализации. Интересно также, что наиболее оптимистично настроены в отношении своих возможностей женщины самых молодых возрастных групп (17-25 лет). Что же касается женщин среднего возраста (31-40 лет), то здесь доминирует скептицизм - 53,3% заявляют, что у них нет в планах делать общественную и политическую карьеру, а 24,0% отмечают, что даже если бы они захотели, то у них это вряд ли получится.

Фактор образования также существенным образом влияет на возможности самореализации и, соответственно, дифференцирует оценки этих возможностей: наличие образования увеличивает включенность, а главное - дает уверенность в том, что эти возможности возникнут. Для сравнения - доля оптимистично оценивающих свои карьерные перспективы, в два раза больше среди респонденток с высшим образованием, чем среди имеющих неполное среднее или среднее образование. Что же касается социальных характеристик, то "активистскую" модель реализуют либо предполагают реализовать в большей степени женщины, оценивающие свое материальное и семейное положение, социальный статус, а также степень удовлетворенности жизнью в более позитивных тонах (на хорошо и удовлетворительно), чем те, кто оценивает эти параметры со знаком минус (см. табл. 28).

Таблица 28

Оценка профессиональной, политической и общественной самореализации в
зависимости от уровня материальной обеспеченности, отношений в семье и
социального статуса, в %

Удовлетворенность
различными сторонами жизни

Сделать профессиональную, политическую и общественную карьеру

Уже добилась

Пока не добилась, но считаю, что мне это по силам

Хотелось бы, но вряд ли смогу добиться

В моих жизненных планах этого нет

Материальная обеспеченность

-хорошо

-удовлетворительно

-плохо

.
.

12,4

38,7

13,1

35,8

.

6,0

29,1

23,4

41,5

.

3,1

17,4

27,4

52,1

Отношения в семье

-хорошо

-удовлетворительно

-плохо

.
.

6,8

29,9

22,2

41,0

.

4,2

21,1

24,8

49,8

.

4,2

23,2

30,5

42,1

Статус, положение в обществе

-хорошо

-удовлетворительно

-плохо

.
.

15,0

37,3

11,6

36,1

.

3,3

24,1

26,1

46,4

.

-

15,3

34,2

50,5

В целом жизнь складывается

-хорошо

-удовлетворительно

-плохо

.
.

9,9

43,1

16,7

30,3

.

4,9

22,0

24,6

48,5

.

-

10,6

35,0

54,4

Из вышеприведенных данных видно, что наименьшую дифференциацию в оценках своих возможностей дает соотнесение этих возможностей с отношениями в семье. Возникает, однако, вопрос: влияет ли на политическую социализацию женщины сам факт наличия/отсутствия семьи, ее состав и распределение семейных ролей. Как показало настоящее исследование, если и влияет, то не столь существенно, как можно было бы предположить. Замужние женщины действительно несколько более успешны, зато незамужние более оптимистичны в своих прогнозах на будущее. Что же касается распределения внутрисемейных ролей с точки зрения материального вклада супругов, то здесь существенной дифференциации опрос не зафиксировал. Иначе говоря, вопрос о том, кто является главным "добытчиком" в семье, для оценки возможности участия/неучастия в общественной и политической жизни особого значения не имеет.

Что же касается суждения о преимущественных возможностях мужчин для участия в политической жизни, то этой точки зрения придерживается большинство опрошенных женщин, причем вне зависимости от семейного положения, возраста и других социальных характеристик. На этом фоне несколько выделяются женщины, позитивно оценивающие свой материальный и социальный статус. Эта часть россиянок чаще придерживается той точки зрения, что они имеют одинаковые с мужчинами политические возможности и права (см. табл. 29).

Таблица 29

Оценка степени равноправия мужчин и женщин на участие
в политической жизни в зависимости от уровня удовлетворенности женщин
различными сторонами жизни,
в %

Удовлетворенность

различными сторонами
жизни

Оценка равноправия

.

Одинаковые права

У мужчин больше

У меня больше

Трудно сказать

Материальная обеспеченность

- хорошо

- удовлетворительно

- плохо

.
.

33.6

48,2

0,7

17,5

.

24,5

53,7

0,8

21,0

.

23,1

52,4

0,6

23,9

Отношения в семье

- хорошо

- удовлетворительно

- плохо

.
.

30,9

47,6

0,6

20,9

.

24,2

53,3

0,6

21,9

.

17,8

58,6

1,6

22,0

В целом же констатация бульших возможностей мужчин, по сравнению с женщинами, для участия в политической жизни обусловлена, скорее всего, пониманием и оценкой того факта, что политика в современной России в значительной степени предполагает использование властных, финансовых и административных ресурсов. Поскольку они сконцентрированы, в основном, в руках мужчин, то соответственно их возможности оцениваются женщинами гораздо выше.

Неравенство ресурсов, в свою очередь, ставит женщин в неравные условия в конкурентной политической борьбе. Возможно поэтому те немногочисленные женщины, которым удается выигрывать в этой борьбе, зачастую демонстрируют личные и профессиональные качества, далеко не всегда вызывающие позитивные чувства. Вследствие этого, многие женщины крайне настороженно относятся к женщинам - профессиональным политикам. В частности, большинство россиянок крайне скептически относятся к возможности избрания Президентом России женщины. Такую возможность допускают как желательную лишь 36,8% опрошенных женщин, тогда как мужчину на посту Президента России предпочли бы видеть 61,2%. Другое дело - локальный политический уровень, связанный с решением конкретных социальных проблем, где роль женщины видится несколько более предпочтительной, нежели мужчины. Так, 51,8% предпочли бы для решения своих личных проблем обратиться к местному политику и администратору в лице женщины и 45,7% - в лице мужчины. По всей видимости, женщины-чиновники на среднем и низовом уровне рассматриваются самими женщинами как обладающие качествами, более подходящими для выполнения этой работы - терпеливостью, вниманием, меньшей коррумпированностью, а главное - пониманием тех житейских проблем, которые волнуют женщин и которые не всегда представляется удобным и возможным обсуждать с мужчинами. Особенно отчетливо это видно на оценках наиболее благополучных и наименее благополучных респонденток. К женщинам обратятся скорее те, у кого есть серьезные проблемы в семейных отношениях и в материальной обеспеченности (см. табл. 30).

Таблица 30

К кому из представителей местных органов власти (мужчине или женщине)
предпочтут обратиться для решения личных проблем респондентки с разным
уровнем удовлетворенности материальным обеспечением и отношениями в семье,
в %

К кому обратятся

Оценка своего положения

Материально обеспечены

.

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

К мужчине

49,6

46,2

43,9

К женщине

48,2

51,4

53,6

Оценка отношений в семье

.

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

К мужчине

47,9

44,3

37,1

К женщине

49,3

53,7

60,8

Итак, большинство женщин рассматривают политику в масштабах страны в целом либо как совместную деятельность, либо как деятельность преимущественно мужскую. Вычленение из нее "женского" аспекта не представляется продуктивным. Не случайно фракция "Женщины России", поставившая задачу обрести свой электорат и сформулировать собственно "женскую" повестку дня, так и не сумела приобрести самостоятельного политического лица и закрепиться в последующих составах Государственной Думы. Это в значительной степени связано с тем, что идейно-политические симпатии представителей разного пола, как правило, свидетельствуют об отсутствии значимых различий по половому признаку: они примерно в одинаковой пропорции делятся на правых и левых, центристов и радикалов. С этой точки зрения представляется оправданным, что действующим законодательством не разрешается создавать партии по половому, национальному и религиозному признаку. В то же время остаются возможности для участия в политике в рамках существующего партийно-политического спектра, а также самоорганизации женщин для решения социальных и гуманитарных задач, в чем сегодня имеется одновременно и большая потребность, и существенный дефицит.

Следует подчеркнуть, что "успешные женщины" в большей степени готовы делегировать политические права и ответственность мужчинам. Так, среди тех женщин, которым удалось создать счастливую семью, предпочли бы видеть на посту президента мужчину и женщину соответственно 65,9% на 33,0%, а те, кто "поставил крест" на возможности создании счастливой семьи - соответственно 54,1% на 43,2%. Примерно та же картина наблюдается и в отношении материального фактора, хотя на первый взгляд это противоречит тому, что женщины высокодоходных групп активнее в политическом отношении и, казалось бы, в большей степени должны доверять женщинам-политикам, включая перспективу избрания на самый высший пост - Президента России. Однако этого не происходит. Женщины из высокодоходных групп в 2 раза чаще предпочитают видеть на посту президента мужчину, чем женщину, тогда как среди бедных этот разрыв не столь значителен, хотя также имеет место (см. табл. 31).

Таблица 31

Готовность видеть в качестве президента России мужчину или женщину
в зависимости от уровня материального благосостояния опрошенных, в %

Президент

Группы по доходу

.

Бедные

Низкодоходные

Среднедоходные

Высокодоходные

Мужчина

52,6

57,1

65,1

64,7

Женщина

46,8

40,6

33,7

31,7

На наш взгляд, это объясняется тем, что женщина, имеющая нормальную и счастливую семью, а также устойчивые источники материального благосостояния, привыкла больше доверять мужчине, чем менее благополучные как в материальном, так и в личном плане, женщины.

Интересно и то, что женщины не согласны с точкой зрения, что при той загрузке, которую они сейчас имеют на работе и дома, им лучше вообще не участвовать в общественной и политической жизни. Ее разделяют лишь 30,3% всех опрошенных женщин, тогда как 41,6% категорически с этим не согласны. При этом женщины выступают за перераспределение ролей в рамках внутрисемейных отношений с тем, чтобы все желающие имели возможность совмещать заботы по дому и семье с полноценным участием в общественной и политической жизни. Подавляющее число россиянок (68,0% против 10,5%) настаивают именно на этом, независимо от своего семейного положения (см. табл. 32).

Таблица 32

Суждения о работе женщин на ответственных постах в зависимости от семейного положения опрошенных, в%

Суждения

Семейное положение

.

Замужем

Не замужем

Всего

Работа на ответственных постах требует большой самоотдачи. Ее трудно
совмещать с заботами по дому и семье, поэтому лучше не привлекать
женщин массово к этой деятельности

Согласны

33,0

25,7

30,3

Не согласны

41,5

43,2

41,6

Трудно сказать

25,5

31,1

28,1

Работа на ответственных постах требует большой самоотдачи. Ее трудно

совмещать с заботами по дому и семье, поэтому надо создать для женщин такие
условия дома, чтобы все желающие могли успешно работать в этих сферах

Согласны

68,4

67,8

68,0

Не согласны

10,2

10,1

10,5

Трудно сказать

21,4

22,1

21,5

Иначе говоря, женщинам нужен крепкий тыл. И если он есть, то никаких проблем с общественной деятельностью у них, как правило, не возникает. А главное, женщины в этом случае не требуют каких-то особых привилегий и преференций со стороны общества и государства.

Это, в частности, выражается в сдержанной оценке россиянками идеи квотирования представительства женщин в исполнительных и законодательных органах власти, продвигаемой в последнее время некоторыми женскими организациями и отдельными политиками. Так, за введение квот, например, в Государственной Думе и Правительстве РФ, на уровне примерно соответствующем распределению мужского и женского населения страны высказывается соответственно 24,1% и 20,6% опрошенных женщин, тогда как число убежденных, что такого рода соотношение не имеет принципиального значения, насчитывает свыше 40% женщин (см. табл. 33).

Таблица 33

Желательная доля женщин в Государственной Думе и Правительстве РФ, в %

Орган власти

Женщин должно быть:

.

Не более
10%

Не менее 25%

Не менее 50%

Соотношение мужчин и женщин не имеет
значения

В Государственной Думе

10,2%

22,3%

24,1%

43,4%

В Правительстве РФ

13,6%

21,4%

20,6%

44,4%

Причем, при ответах на данный вопрос просматривается та же тенденция, хотя и менее выраженная, что и на вопрос о гипотетической возможности выбора женщины-Президента страны - женскую солидарность, выражаемую в поддержке идеи квотирования, в большей степени высказывают менее успешные и менее обеспеченные женщины. И наоборот, группа высокодоходных, в целом благополучных, в том числе и в личном плане, женщин, демонстрирует скепсис в отношении этой идеи, и соответственно считает, что соотношение числа мужчин и женщин в органах власти не имеет принципиального значения. Так, среди оценивающих отношения в семье на "хорошо" почти в два раза больше тех, кто не поддерживает идею квотирования по половому признаку мест в Государственной Думе (43,7% против 23,0% считающих, что не менее половины мест должно быть отдано женщинам). Среди тех же, кто оценивает отношения в семье как плохие, в соотношении 38,1% против 32,0% эту идею поддерживают. Любопытно, что, когда речь заходит об исполнительной власти, то даже женщины из неблагополучных семей не столь настойчивы в подобного рода требованиях. Лишь около трети женщин, оценивающих свое семейное положение как неудовлетворительное, заявляют о необходимости иметь и в правительстве "женскую фракцию" на уровне не менее 50% от его состава. Также дифференцируются позиции женщин на этот счет в зависимости от уровня материального благосостояния (см. табл. 34).

Таблица 34

Желательная доля женщин в Государственной Думе и Правительстве РФ в зависимости от уровня материального благосостояния респонденток, в %

Представительство женщин в органах власти

Уровень материального благосостояния

.

Бедные

Низкодоходные

Среднедоходные

Высокодоходные

Женщин в Госдуме должно быть

Не более 10%

10,3

10,7

10,0

10,1

Не менее 25%

21,8

17,5

24,1

25,9

Не менее 50%

28,8

30,2

22,7

15,8

Не имеет значения

39,1

41,6

43,2

48,2

Женщин в Правительстве РФ должно быть

Не более 10%

13,5

11,9

14,4

13,7

Не менее 25%

21,8

18,8

23,0

20,9

Не менее 50%

25,0

26,4

18,6

14,4

Не имеет значения

39,7

42,9

44,0

51,1

Оценивая идею квотирования, многие женщины, возможно, учитывают практику советских времен, когда существовали негласные разнорядки на представительство женщин во всех выборных органах, за исключением, пожалуй, Политбюро ЦК КПСС. Определенная часть женщин, по всей видимости, считает эту практику вполне оправданной и достойной ее воспроизведения в новых условиях, а другие, наоборот, считают ее порочной и, соответственно, выступают против нее.


11. ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОВАТЬ ИЛИ РЕАЛЬНО ПОМОГАТЬ?

Противоречивое отношение россиянок к участию женщин в политике и общественной деятельности достаточно отчетливо проявляется в их оценках роли и места общественных организаций женщин. Как уже отмечалось, многие женщины не склонны видеть каких-то принципиальных различий между интересами мужчин и женщин, и поэтому, по их мнению, не столь важно, кто их защищает и представляет в органах власти в центре и на местах. С другой стороны, примерно такое же количество россиянок убеждены в том, что представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины (см.
табл. 35).

Таблица 35

Представления о роли женских общественных и политических организаций, в %

Суждения

Согласны

Не согласны

Трудно сказать

Представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины. В связи с этим необходимо усиливать влияние женских общественных и политических организаций

61,8

10,5

27,7

Принципиальных различий между общественно-политическими интересами мужчин и женщин не существует, поэтому не важно, кто эти интересы представляет и защищает. Главное, чтобы это делалось эффективно

58,7

16,4

25,0

Возможно, согласие опрошенных с противоположными, на первый взгляд, точками зрения обусловлено тем, что на сегодняшний день в обществе не существует эффективных механизмов представительства и защиты интересов женщин. Их не отстаивают в должной мере ни мужчины, ни сами женщины, во всяком случае, в рамках тех организаций, которые действуют сегодня в стране. И потому женщины заинтересованы прежде всего в эффективности такого рода деятельности, а кто ее будет реализовывать - для них на данном этапе представляется менее актуальным. Но в то же время в будущем необходимо, по их мнению, усиливать влияние женских объединений.

Как свидетельствуют данные проведенного опроса, отношение к суждениям о роли женских общественных и политических организаций не зависит ни от семейного положения и сложившихся в семье отношений, ни от статуса женщин в обществе. Влияние на суждения по этому вопросу оказывает лишь уровень благосостояния опрошенных (см. табл. 36).

Таблица 36

Представления о роли женских общественно-политических организаций в зависимости от уровня благосостояния, в %

Суждения

Дифференциация доходов

.

Бедные

Низко-доходные

Средне-доходные

Высоко-доходные

Представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины. В связи с этим необходимо усиливать влияние женских общественных и политических организаций
Согласны

67,3

66,0

60,2

52,5

Не согласны

8,3

11,2

10,2

14,4

Трудно сказать

24,4

22,8

29,7

33,1

Принципиальных различий между общественно-политическими интересами мужчин и женщин не существует, поэтому не важно, кто эти интересы представляет и защищает. Главное, чтобы это делалось эффективно
Согласны

50,0

56,6

60,2

65,5

Не согласны

16,7

16,5

16,7

12,2

Трудно сказать

33,3

26,9

23,2

22,3

Как видим, чем выше уровень благосостояния опрошенных, тем менее они уверены в том, что их интересы способны понять и защитить только женщины, тем терпимее они относятся к общественно-политической деятельности мужчин. Чем ниже уровень доходов у опрошенных женщин, тем более решительно они настроены на то, чтобы их интересы представляли и защищали именно женщины. А для этого, с их точки зрения, надо создавать новые и укреплять уже существующие женские общественные объединения.

Следует отметить, однако, что то, чем реально занимаются уже сегодня эти объединения, зачастую находится вне поля внимания женщин, так же как и сам факт существования многих из них. Так, несмотря на то, что за последние 10 лет в стране возникло большое количество женских общественных организаций, претендующих на представительство тех или иных интересов женщин, 70,6% россиянок вообще ничего не знают об их существовании в своем городе, крае, области или республике.

Среди тех же, кто знает об их деятельности, больше половины полагают, что лично им эти объединения не нужны. И только 8,8% опрошенных относятся к этой деятельности позитивно. В их числе:

5,1% хотели бы принимать участие в работе подобных организаций;

2,5% обращались в такие организации за помощью, чтобы решить свои проблемы;

1,2% лично участвуют в деятельности той или иной женской общественной организации.

Отношение к женским организациям значительно различается у женщин из разных социальных групп. Как и следовало ожидать, наиболее "продвинутые" женщины (образованные, успешные и т. п.) лучше информированы по этому вопросу, и в своем составе имеют несколько бульшую долю интересующихся подобной деятельностью и непосредственно участвующих в ней. Но, с другой стороны, в этих же группах насчитывается наибольший процент скептиков, заявляющих о том, что они не испытывают никакой необходимости в соответствующих общественных формированиях (см. табл. 37).

Обращает на себя внимание также то, что, судя по полученным результатам, женские организации, если и действуют, то в основном в крупных индустриальных центрах и мегаполисах. Что же касается малых городов и сел, то опрос выявил закономерность: чем мельче населенный пункт, тем меньше информации у его жительниц о работе подобных организаций (от 62,5% не знающих о работе женских объединений в мегаполисах до 76,2% - в сельских поселениях). Значительно колеблются эти показатели и в зависимости от региона проживания россиянок. Так, наиболее информированы о деятельности женских объединений жительницы Новгорода (57,1%) и Санкт-Петербурга (50,0%), наименее информированы - Воронежа (17,1%) и Кемерово - (12,9%).

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что ныне существующие женские общественные и политические организации пока не стали важным фактором российской политики и формирующегося гражданского общества. Возможно, это связано с тем, что женским организациям пока не удается аккумулировать и реализовывать интересы различных групп женщин. Между тем, как показало настоящее исследование, "женская повестка дня" не выглядит какой-то неожиданной и экстраординарной. Иерархия приоритетов, в рамках которых должна реализовываться деятельность женских организаций, представляется россиянкам следующим образом:

54,4% - оказание психологической помощи женщинам в трудных жизненных ситуациях;

45,7% - помощь в устройстве на работу;

42,3% - защита интересов детей (от организации досуга детей до деятельности комитетов солдатских матерей);

41,4% - оказание материальной помощи женщинам, попавшим в затруднительное положение;

26,8% - борьба с такими явлениями, как наркомания, алкоголизм, проституция
и т. п.;

24,0% - борьба со всеми формами дискриминации женщин;

18,3% - защита от насилия в семье;

9,4% - помощь в создании собственного дела;

8,0% - политическая борьба за права женщин;

5,4% - организация досуга женщин.

Неожиданной выглядит, прежде всего, первая позиция, связанная с необходимостью психологической реабилитации женщин, опережающая такие формы деятельности, как материальная поддержка, борьба с дискриминацией женщин и т. д. Это связано, вероятно, с одной стороны, с тем социально-психологическим стрессом, в котором оказались женщины в последнее десятилетие. А с другой стороны, именно эта сторона в деятельности женских организаций, как правило, носит сегодня вторичный характер. По всей видимости, женщины нуждаются не только в конкретной материальной и социальной помощи, но и в участии, внимании, дружеском совете.

Любопытно также, что хотя и ненамного, но все же больше число тех, кто полагает, что женщины нуждаются скорее в помощи с трудоустройством, чем число сторонниц прямой материальной поддержки. Довольно много россиянок (24,0%) убеждены также, что женские организации должны бороться против дискриминации женщин во всех ее формах и проявлениях. Что же касается политической проблематики, то ее считают важной всего 8,0% опрошенных.

Понятно, что социально-психологический дискомфорт, в котором пребывают многие российские женщины, в свою очередь является порождением целого комплекса проблем, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни. Опрос выявил не только сами эти проблемы (о чем шла речь в предшествующих разделах), но и достаточно определенную взаимосвязь между причинами неустроенности жизни респонденток и их страхами, с одной стороны, и желательными направлениями деятельности женских организаций, - с другой.

Так, россиянки, имеющие проблемы с работой, хотели бы, чтобы женские организации оказывали помощь в трудоустройстве (61,1%). Те, кто плохо питаются, желали бы получать материальную помощь (51,5%). Если у члена семьи вредные привычки, то женщина нуждается в защите от насилия в семье (29,0%). А если опрошенным негде пристроить детей, то они убеждены, что женские организации прежде всего должны защищать интересы детей (50,8%). Кроме того, важным направлением их деятельности они считают также борьбу с наркоманией, алкоголизмом и проституцией (38,1%). Одинокие россиянки особенно остро нуждаются в психологической помощи (61,3%). Они мечтают вырваться из своего одиночества и решительно намерены расширить круг знакомых. Поэтому они более, чем другие группы опрошенных, заинтересованы в том, чтобы направлениями деятельности женских организаций были помощь в создании собственного дела, организация досуга.

Таким образом, желательные направления работы женских общественных организаций во многом обусловлены причинами неустроенности жизни россиянок. Что же касается влияния страхов и опасений женщин на их представления о приоритетах деятельности женских организаций, то в психологической помощи прежде всего нуждаются женщины, страдающие от одиночества, угрозы старости, те, кого пугает ожесточенность, утрата взаимопомощи в отношениях между людьми, а также перспектива потери здоровья ими или их близкими. Казалось бы, это в основном проблемы старшего поколения, но в реальности это проблемы и самых молодых женщин. В данной связи обращает на себя внимание, что хотели бы получать психологическую помощь 61,0% 17-18-летних девушек, перед которыми стоит проблема адаптации во "взрослой" жизни.