[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Гражданское общество, события-2007

Общественные слушания по проблемам правоприменения нового законодательства о некоммерческих организациях (Москва, 23.03.2007)

26-03-2007  

 

Общественные слушания проводит Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при поддержке Центра стратегических разработок по итогам встречи совета с В. Путиным, состоявшейся 11 января 2007 года. В слушаниях примет участие председатель совета Э. Памфилова, члены совета: А. Аузан, Я. Кузьминов, Л. Алексеева, С. Борисов, С. Ганнушкина, С. Забелин, Т. Морщакова, М. Полякова, А. Симонов, Б. Титов. Приглашены Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин, секретарь Общественной палаты РФ Е. Велихов, руководители общественных организаций и независимые эксперты. Предполагается участие начальника Экспертного управления Президента РФ А. Дворковича, представителя руководства Государственно-правового управления Президента РФ, заместителя министра экономического развития и торговли А. Шаронова, заместителя министра юстиции С. Васильева и др. Начало в 16.00. Адрес: ул. Б. Якиманка, д. 1, эт. 1, конференц-зал, "Александр-Хаус".

Контакт:
Феодосьева Ирина телефон: (459) 725-78-06 (вн. 50-42), e-mail: ifeod@csr.ru  

Источник: Агентство социальной информации
Опубликовано: 22.03.2007
http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/8551BBAF8883285AC32572A60033FDAD  


Закон об НПО может быть смягчен

Закон о некоммерческих организациях может быть значительно смягчен. Как пишут "Грани" со ссылкой на "Коммерсант", на поправках в закон настаивают лояльные Кремлю лидеры общественных движений и эксперты из президентского совета по правам человека. По их подсчетам, прописанный в законе порядок регистрации и отчетности не сможет выполнить до половины из примерно 500 тысяч всех российских НКО.

В пятницу участники совета по правам человека при президенте намерены встретиться с представителями администрации президента, Минфина, Минэкономразвития и Минюста, чтобы убедить их смягчить закон. "Мы накопили достаточно аргументов в пользу упрощения процедуры отчетности НКО, и у нас готовы предложения по корректировке как подзаконных актов, так и самого закона", – заявила накануне глава президентского совета Элла Памфилова.

Поправки в законодательные акты по просьбе входящих в совет организаций подготовлены экономистами МГУ, Высшей школы экономики, институтами гражданского анализа и "Общественный договор", а также Аналитическим центром Юрия Левады. Проанализировав механизм вступившего в силу в апреле 2006 года закона об НКО, исследователи пришли к выводу, что затраты некоммерческих организаций на подготовку отчетности перед государством составят, по разным оценкам, до 6,9 миллиарда рублей в год. Эти средства общественные организации потратят на поиск юристов и оплату консалтинговых услуг. При этом более половины НКО не сможет выполнить предъявляемые требования и будет ликвидировано.

После вступления в силу действующего закона российские правозащитники назвали его драконовским и заявили, что "государство бесцеремонно вмешивается в деятельность НКО". Зарубежные эксперты пришли к выводу, что закон "не соответствует демократическим нормам".

Члены президентского совета и эксперты настаивают на возвращении уведомительного порядка регистрации НКО. Авторы также хотят убрать два самых трудных для выполнения пункта отчетности – о денежных расходах и о проводимых мероприятиях с указанием списка участников. Кроме того, по их мнению, проверки НКО Росрегистрацией должны носить корректирующий, а не "карательный" характер.

Этих льгот уже сумели добиться для себя религиозные организации, также являющиеся НКО. Правительство подготовило для них упрощенную форму отчетности. Правда, чтобы добиться этих изменений, религиозным лидерам пришлось сходить за благословением к замглавы администрации президента Владиславу Суркову.

Источник: Портал "Права человека в России"
Опубликовано: 23.03.2007
http://www.hro.org/ngo/about/2007/03/23.php  


Кремлевские правозащитники вступились за НКО

Внести поправки в существующее законодательство о НКО и значительно смягчить его предложили участники совета по правам человека при президенте РФ. С такой инициативой они обратятся к представителям администрации президента, Минфина, Минэкономразвития и Минюста. Главный вопрос - финансовая отчетность, которую должны предоставлять НКО. У многих организаций нет средств, юристов и сотрудников для ее оформления.

Законодательство о некоммерческих организациях (НКО) может быть значительно смягчены. Участники совета по правам человека при президенте РФ намерены обсудить этот вопрос с представителями администрации президента, Минфина, Минэкономразвития и Минюста, чтобы обсудить поправки в действующий закон, пишет газета "Коммерсантъ".

Примечательно, что инициаторами смягчения закона об НКО стали не оппозиционные правозащитники, которые неоднократно называли закон антидемократическим и направленным на уничтожение общественных организаций, а лояльные Кремлю лидеры общественных движений и эксперты из президентского совета по правам человека. По информации "Коммерсанта", поправки в законодательные акты по просьбе входящих в совет НКО подготовлены экономистами МГУ, Высшей школы экономики, институтами гражданского анализа и "Общественный договор", а также Аналитическим центром Юрия Левады.

Проанализировав механизм нынешнего закона, эксперты пришли к выводу, что более половины из 500 существующих в России НКО не смогут выполнить требования государства и будут ликвидированы.

Напомним, что до вступления в силу закона об НКО общественные организации не отчитывались о своей деятельности, а просто уведомляли Росрегистрацию о продолжении функционирования. Закон об НКО обязывает их раскрыть все источники финансирования и структуру расходов, отчитываться обо всех проведенных за год мероприятиях с указанием полного списка их участников и всех СМИ, где появлялась информация об этих мероприятиях. Кроме того, закон обязывает НКО подавать финансовую отчетность по двум разным формам - одна для налоговой инспекции, вторая для Росрегистрации. По разным оценкам для выполнения всех требований одной организации потребуется от 2 млрд до 6,9 млрд рублей в год. Эти средства общественные организации потратят на поиск юристов и оплату консалтинговых услуг, пишет газета "Коммерсантъ".

Накануне религиозным организациям, также являющимся НКО, удалось доказать неоправданную затратность этого процесса и добиться упрощенной формы отчетности. Аналогичного послабления члены президентского совета и эксперты попытаются добиться и для остальных НКО. В частности, они настаивают на возвращении уведомительного порядка регистрации НКО и на устранении отчетности о денежных расходах и о проводимых мероприятиях с указанием списка участников.

Комментарии:

Элла Памфилова, председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
Мы накопили достаточно аргументов в пользу упрощения процедуры отчетности НКО, и у нас готовы предложения по корректировке как подзаконных актов, так и самого закона. Надо решать вопрос упрощения отчетности для всех НКО, раз мы видим, что можно добиться результатов в этом направлении.
"Коммерсантъ"

Людмила Алексеева, Глава Московской Хельсинкской группы
В любом демократическом государстве общество должно контролировать государственные структуры, а закон об НКО фактически создает противоположную ситуацию, когда государство ставит под контроль общественные объединения, составляющие костяк гражданского общества.
Полит.ру, 15,05.2006

Источник: Tomchin.Ru
Опубликовано: 23.03.2007
http://www.tomchin.ru/society/news/6215.html  


См. также

НКО просят поставить себя вне закона
// Иначе он приведет к ликвидации половины общественных организаций
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 47 (№ 3623) от 23.03.2007, ПТ
http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=752498&issueId=36233  

НКО послали к президенту
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 48 (№ 3624) от 24.03.2007, СБ
http://www.kommersant.ru/doc-y.html?docId=752938&issueId=36234  


А. Аузан: "Закон о НКО нужно исправлять, не дожидаясь 15 апреля"

"Это нужно делать уже сегодня", - заявил президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан на общественных слушаниях по проблемам правоприменения нового законодательства о НКО, организованных 23 марта Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при поддержке Центра стратегических разработок. Столь жесткие требования отчетности должны обеспечивать преимущества для некоммерческих организаций, считает первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон. А со вступлением в силу нового закона НКО оказались даже в худшем положении, чем коммерческие организации, добавил он. Но ущерб может быть куда более масштабным, считают эксперты. "Вредность закона в том, что пытаются ликвидировать полезные организации. Если найдутся смелые люди, которые смогут оспорить нормы этого закона в Конституционном суде, то у суда будет масса оснований признать несоразмерность его ограничений и целей", - говорит член Совета по совершенствованию правосудия при Президенте РФ, советник Конституционного суда РФ Татьяна Морщакова. Это подтверждает исследование, подготовленное экономистами МГУ, Высшей школы экономики, Фондом "Институт гражданского анализа" и Институтом национального проекта "Общественный договор", а также Аналитическим центром Юрия Левады. Согласно исследованию, смена уведомительного характера регистрации на разрешительный создаст серьезный барьер для возникновения новых НКО, так как потребует от них гораздо больших юридических затрат. Высокие издержки у организаций будут и при подготовке отчетности, что в свою очередь потребует больших издержек от контролирующих органов. При таком положении вещей организация будет проверяться раз в 80 лет, говорит А. Аузан, а для ее проверки потребуется 366 часов. "Следовательно, стоит ожидать, что будет избирательный контроль и масса возможностей закрыть организацию из-за неясных требований законодательства", - полагает он. Но если, по словам эксперта, все же исходить из того, что организация должна быть проверена хотя бы раз в два года, это потребует дополнительных бюджетных затрат: не менее 7 млрд рублей ежегодно. Президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе назвал еще ряд аспектов, которые создают проблемы как для НКО, так и для проверяющих органов: регистрация новых НКО, внесение изменений в уставные документы, рассмотрение отчетов и их оценка, проведение проверок, а также трудности во взаимодействии регистрирующих органов и российских представительств иностранных общественных организаций. По мнению экспертов, все эти требования избыточны, более того, они дублируют требования других государственных органов, в частности, всю информацию о своей финансовой деятельности НКО и так предоставляют в налоговую инспекцию, а выводы о содержательной деятельности из требуемых Росрегистрацией документов сделать практически невозможно. "Это не выявит недобросовестных организаций и никак их не коснется, а принесет ущерб только реально работающим организациям. Все мелкие НКО просто умрут", - говорит А. Аузан. То, что закон нуждается в доработке, признали и присутствующие на слушаниях представители Минфина, Минэкономразвития и Минюста РФ. "Вопрос в том, какие угрозы и риски возникают от деятельности данного субъекта. Я согласен, что здесь риски и угрозы по отношению к мерам государственного регулирования чрезвычайно завышены", - заявил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. И все же вносить поправки в закон чиновники пока не собираются. "Первые результаты по отчетности НКО будут к осени, а к концу года сделаны выводы – тогда можно будет говорить о каких-либо конкретных изменениях", - заметил заместитель министра юстиции РФ Сергей Васильев. "Это нужно делать незамедлительно, - не согласился Александр Аузан. – Очень не хочется выжидать полного проявления последствий поспешно сделанного закона. Тем более, что все тенденции уже отображены в докладе, и наши предложения готовы". Следовательно, по его словам, есть возможность принять поправки в законодательство до конца этого года тем составом депутатов, которые работали над разработкой закона. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил сначала согласовать свои предложения с профильными министерствами, а потом представить их президенту с просьбой вынести на рассмотрение в Госдуму этого созыва. Вообще же, считают эксперты, отчетность НКО нужна прежде всего для их основного потребителя услуг – общества. Как отметил Л. Якобсон, если деятельность некоммерческих организаций будет открытой и прозрачной для общества, это пойдет на пользу для развития третьего сектора и во многом облегчит работу государственных органов.

Источник: Агентство социальной информации
Опубликовано: 26.03.2007
http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/557551C9CE550228C32572AA00389EA9


Дополнительно

Реформа законодательство об НКО – комментарии экспертов

23 марта прошли общественные слушания, организованные Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при поддержке Центра стратегических разработок по проблемам правоприменения нового законодательства о НКО. Темой обсуждения стало действующее законодательство о некоммерческих организациях и его реформирование.

Со стороны правительства на слушаниях были представители Министерства юстиций, Министерства экономического развития и торговли, Министерства Финансов а также были сотрудники Администрации президента.

Комментарии экспертов:

Мара Полякова, Независимый экспертно-правовой совет:

На встрече обсуждались негативные стороны закона об НКО и о его бюрократических препонах для деятельности, упоминались проблемы, с которыми организации уже столкнулись на практике. Договорились, что Минюст будет учитывать все это при изменении законодательства. Вроде бы есть шанс, что какие-то из предлагаемых нами изменений будут поддержаны.

Думаю, что встреча была продуктивной: были люди, принимающие решения и они нас поддерживали. Думаю, Элла Памфилова, в частности, будет способствовать продвижению изменений в закон.

Александр Аузан, Институт национального проекта "Общественный договор":

В принципе, мы пришли к согласию с Минэкономики и уполномоченным по правам человека при некотором нейтралитете министерства юстиции и Администрации президента, что действовать мы будем в 2 этапа. Сейчас подадим самые срочные поправки – точечные, а с осени начнем более широкую модернизацию закона, т.к. все согласны с тем, что закон нужно править. Срочные точечные поправки нужно вносить в три статьи – 13, 23 и 32 закона о НКО.

По порядку регистрации – мы предлагаем вернуться к уведомительному порядку и сократить список оснований для отказа.

По отчетности – перейти к принципу публичной отчетности, т.е. отчитываться не перед государством, а перед обществом, и соответственно, руководствуясь другими критериями. Госведомства интересует одна информация об НКО, а широкую публику – другая: кто такие, что сделали, на какие средства работали и как связаться. И обязанность государства обеспечить такого рода отчетность, т.е. принуждать к предоставлению этой отчетности и давать возможность публиковать отчеты, в частности на сайте Росрегистрации.

По проверкам – мы доказывали экономически (и вродебы нам поверили), что проверки должны носить корректирующий, а не убийственный характер. Мы предлагаем объектом проверки сделать только две вещи: первое – предоставление этого публичного отчета, и второе – соблюдение процедур, обозначенных в уставе организации. Все остальное проверяется либо другими органами (как налоговая), либо представляет собой объект саморегулирования организации.

У нас уже есть таблица поправок, но по более широкому полю, сейчас в ближайшее время мы должны составить такую таблицу касаемо трех вышеперечисленных моментов, написать, как положено, пояснительную записку – и отправляем в Министерство экономики и Министерство юстиций. После этого все будет передано президенту – планируется, что именно он будет вносить эти поправки. До 15 апреля этого, конечно, не произойдет и сейчас все организации будут отчитываться по имеющимся требованиям. А вот суть нашего спора с Минюстом как раз заключалась в том, что они предлагали внести эти первые поправки только к концу года. Но тогда получается, что четвертая Госдума уходит, приходит пятая – пока она рассядется, составит план законодательной работы – пройдет еще один цикл этого закона и будет нанесена и еще серия ущербов НКО.

К осени Минюст намерен обобщить ту информацию, которую он получит в апреле. С нашей стороны разговор идет о том, что нужно переходить к стимулирующему законодательству – Минфин готов обсуждать вопрос о налоговых льготах в обмен на ужесточение требований. Все согласились в том, что нынешнее ужесточение требований произошло без расширения прав. На самом деле нужен дифференцированный режим: вы хотите льгот – идете на более жесткую проверку и отчетность, не хотите – остаетесь на упрощенной отчетности и облегченной проверке.

Лев Якобсон – первый проректор Высшей школы экономики, кстати, автор закона 1990-го года о НКО – выделил несколько этапов развития законодательства, и сказал, что надо переходить от этапа "борьбы со сквозняками", который власть объявила для себя два года тому назад к законодательству европейского типа, предполагающего эквивалентность прав и обязанностей, направленного не на контроль, а на развитие.

Завтра уже состоится рабочее совещание по подготовке всех поправок для предоставления их президенту. Но с президентом договоренности пока нет, он может, вообще-то, сказать "нет". Хотя принципиально он был готов рассматривать аргументы. Мы рассчитываем на положительное заключение Министерства экономики, и, по крайней мере, не возражающее заключение Минюста – тогда будем разговаривать с первым лицом.

Источник: Сайт Центра "Демос"
Опубликовано: 28.03.2007
http://www.demos-center.ru/comments/16780.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]