"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006

Обсуждаем Бюджет-2007


Иванов А.Н.,
эксперт Государственной Думы

Материнский (семейный) капитал и повышение пенсионных прав граждан

Материнский (семейный) капитал представляет собой обособленные средства федерального бюджета, которые должны зачисляться в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для использования лицами, имеющими право на дополнительные меры социальной поддержки, в соответствии с новым федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", принятым в декабре 2006 года.

Предусматриваемая в законе возможность предоставить женщинам, родившим (усыновившим) после 1 января 2007 года второго или последующего ребенка, использовать материнский капитал как прибавку к накопительной части трудовой пенсии решает актуальный вопрос. Женщина, родившая и воспитавшая 2 или более детей, зачастую не имеет возможности приобрести пенсионные права, сравнимые с пенсионными правами других граждан, из-за перерывов на рождение и воспитание детей, узкого профессионального коридора, двойной занятости: дом–работа и т.п.

Ранее отставание компенсировалась предоставлением женщинам права засчитывать в трудовой стаж периоды ухода за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения (но не более 9 лет в общей сложности).1 В условиях перехода на страховые принципы организации системы пенсий определяющее влияние на размеры пенсии должен оказывать учет сумм страховых взносов, уплаченных работодателями в пользу лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

В условиях, когда размер пенсии должен определяться на основании сведений о страховых взносах, поступивших в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, и последующего исчисления на основе этих сведений суммы расчетного пенсионного капитала, возможность повысить расчетный пенсионный капитал женщин с использованием средств материнского капитала становится действенным способом повышения их пенсионных прав.

Что в действительности будет означать возможность использования материнского капитала для повышения пенсионных прав (расчетного пенсионного капитала) женщин в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка на 250 тыс. рублей?

Этот вопрос имеет несколько аспектов.

По существу, принятие решения о предоставлении дополнительных мер государственной поддержки семьям, в связи с рождением ребенка, означает оценку высокой общественной значимости рождения и воспитания детей. При сложившейся на протяжении целого ряда лет неблагоприятной демографической ситуации в России такая оценка необходима и действительно способна создать дополнительные предпосылки для обеспечения мотивации семей к деторождению и способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию страны.

Пока же появление в семье ребенка, как правило, приводит к резкому снижению ее материального благосостояния, о чем, в частности, свидетельствуют данные обследования 49,2 тысяч домашних хозяйств, проводимых в Российской Федерации органами государственной статистики. Согласно данным этого обследования в 2005 году среднемесячные денежные доходы на одного члена домохозяйства, при наличии в нем одного ребенка в возрасте до 16 лет, составляли 5295,2 руб., двух детей – 3593,9 руб., трех детей – 2177,8 руб., четырех – 1169,8 руб. При этом величина прожиточного минимума для ребенка в 2006 г., по расчетам Минэкономразвития России составляет 3,2тыс. руб.

В результате, в домохозяйствах с одним ребенком уровень благосостояния, как правило, выше. Так, уровень среднедушевых расходов здесь на питание вдвое превышает расходы на эти цели домохозяйств с четырьмя детьми, а расходы на одежду и обувь – в 4,3 раза. В многодетных семьях более остро стоит проблема необходимости обеспечения растущей семьи жильем, получения образования детьми, обеспечения их медицинскими услугами. Не менее острая проблема – необходимость действенной защиты пенсионных прав самих матерей.

При рассмотрении перспектив предоставить женщинам права направлять на формирование накопительной части трудовой пенсии средства материнского капитала главное внимание уделяется возможности повысить в будущем уровень их благосостояния. Меньше внимания уделяется рассмотрению вопроса о встраивании этих мер в действующую систему мер социальной поддержки материнства и детства. Планка размера материнского капитала – 250 тыс. рублей достаточно высока, что может потребовать рассмотрения вопроса о согласованности такого предложения с существующей общей практикой формирования пенсионных прав.

С точки зрения того, как предлагаемые меры могут повлиять на дальнейшее развитие самой пенсионной системы, надо учитывать, что именно перегрузка пенсионной системы функциями социальной поддержки отдельных категорий населения и широкая практика льготных повышений размеров пенсии стали одними из причин необходимости проводимого реформирования пенсионной системы.

Складывается положение, что, к примеру, работник, получавший свою заработную плату на уровне средней номинальной начисленной заработной платы в стране, вправе рассчитывать на пополнение своего индивидуального лицевого счета за 2002–2006 гг. сведениями об уплате его работодателем страховых взносов в сумме порядка 60 тыс. рублей. А тут сумма вчетверо больше. Это соотношение, многократно превосходящей суммы многолетних страховых взносов, делает еще более актуальным задачу адекватной оценки приобретаемых пенсионных прав.

Надо отметить, что механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и реализуемый для учета всех приобретенных до 1 января 2002 года работающими гражданами пенсионных прав, даже при максимально возможных показателях стажа и заработка позволяет при назначении пенсии после 1 января 2002 года исчислять пенсионный капитал гражданина в размере, сопоставимом с предусматриваемым ныне размером материнского капитала. А при исчислении пенсионного капитала в январе 2002 года его максимальное значение могло достигать при всех максимально возможных значениях стажа и заработка порядка 150 тыс. рублей (за исключением Северных регионов России, где размер пенсионного капитала может исчисляться в более высоком размере). Для исчисления пенсионного капитала в таком размере женщина должна была бы иметь не менее 40 лет трудового стажа.

Поэтому, вопрос о соответствии общего порядка приобретения пенсионных прав и предлагаемого его дополнения становится крайне актуальным и требует внимательного рассмотрения.

Необходимо отметить важность мотивационных аспектов принимаемых мер по признанию государством значимости материнства и воспитания в семье детей в комплексе, том числе с такими мерами, как повышение государством оценки влияния на пенсионные права граждан учета нестраховых периодов2, повышение размеров пенсий детям-инвалидам, семьям с детьми, потерявшим кормильца и др. До настоящего времени такая оценка носила и продолжает носить скорее символический характер и нуждается в совершенствовании.

С учетом этого, представляется целесообразным повысить внимание к уже имеющимся сегодня, но пока еще недостаточно используемым возможностям государства усилить мотивационный потенциал оценки пенсионных прав членов семей, занятых воспитанием детей.

Способствовать реальному повышению пенсионных прав граждан с учетом периодов осуществления ухода за детьми призвано обязательство государства передавать Пенсионному фонду средства федерального бюджета, необходимые для возмещения уплаты страховых взносов за отдельные нестраховые периоды. В статье 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167–ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ранее уже было предусмотрено обязательство государства возмещать из средств федерального бюджета уплату страховых взносов за периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В 2007 году на эти цели предусматривается израсходовать 766,1 млн. рублей.

Согласно положениям принятого 21 марта 2005 года Федерального закона №18–ФЗ сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение уплаты страховых взносов за лиц, осуществлявших такой уход, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица. Право определять уровень такого возмещения на основе показателя "стоимость страхового года" было предоставлено Правительству Российской Федерации.

По действующей методологии, которая положена органами исполнительной власти в основу исчисления этого показателя, за каждый год ухода за ребенком Пенсионному фонду Российской Федерации должна возмещаться сумма, эквивалентная сумме страховых взносов, уплачиваемых за работника, получающего оплату труда на уровне установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Например, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2006 года №466 на 2006 год утверждена стоимость страхового года в размере 1344 рубля., что может позволить для матери при учете, к примеру, трехлетнего нестрахового периода ухода за детьми (максимально возможный период, за который предусмотрено возмещение) повысить ее пенсионный капитал немногим более чем на 4 тыс. рублей. Сейчас такое максимальное повышение пенсионного капитала может обеспечить повышение средних размеров трудовой пенсии менее чем на 1%.

Следует учитывать влияние на мотивацию семей, имеющих детей, реальной поддержки от государства, которую они могут получить уже сейчас, а не в отдаленной перспективе. Естественно, что повышение пенсионных прав на основе материнского капитала может стать актуальным в довольно отдаленной перспективе. Поэтому стоит обсудить вопрос о предоставлении возможности в его формате ввести надбавки к страховым пенсиям, если с 2010 г. у матери наступила инвалидность до достижения ею пенсионного возраста, или надбавки к пенсиям за потерю кормильца, когда осиротели дети до 18 лет, и когда положение их в связи со смертью одного из родителей резко ухудшилось. Это актуализировало бы эффект новой меры, поскольку рождение ребенка явилось бы неким страховочным фактором снижения указанных жизненных рисков, достаточно ныне распространенных.

Успехи государственной социальной и демографической политики зависят от последовательной, действенной и понятной для населения позиции государства. Для обеспечения устойчивости материального положения матерей во всех направлениях – их заработной платы, которая отстает в 2005 г. на 39% от мужчин, повышения пенсий (едва достигших в среднем прожиточного минимума) и других улучшений пенсионной системы, увеличения детских пособий не только для вновь родившихся, но и для остальных детей, обеспечения доступности услуг здравоохранения и образования, всего того, что гарантирует достойный уровень жизни матери и других членов семей, имеющих детей, необходимо внимательное и всестороннее рассмотрение уже существующих возможностей для дальнейшего совершенствования подходов к решению острых социальных вопросов с учетом действующего законодательства.


1 Соответствующие положения статьи 92 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратили силу 1 января 2002 года.
2 http://www.owl.ru/rights/discussion2004/73_06.htm

Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100