"О перераспределении полномочий по уровням власти"

Продолжаем обсуждение
по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004 год

2004 год: [Результаты обсуждения законопроекта о перераспределении полномочий по уровням власти]
[Эксперты о Федеральном законе РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ] [Эксперты о Федеральном бюджете-2005]
[Инициативы депутатов Государственной Думы] [Гендерные вопросы бюджетной реформы]
[Эксперты о социальной реформе] [Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ]

С 12.07. по 31.12. 2004 г. было зафиксировано 5201 обращений к материалам экспертов
[Продолжение обсуждения в 2005 году]

Результаты обсуждения законопроекта о перераспределении полномочий по уровням власти

12 июля 2004 года мы предложили Вам, уважаемые посетители портала поучаствовать в обсуждении "О перераспределении полномочий по уровням власти". Около 1000 участников за это время познакомились с предложенными нами материалами экспертов по проекту закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Спасибо за участие. Закон принят. Вступает в силу с 1 января 2005 г. (Текст Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ см: http://www.rg.ru/2004/08/31/samoupravleniye-dok.html)

В результате широкого обсуждения проекта закона, в том числе и посетителями портала "Женщина и общество", учтены замечания, о которых шла речь в материалах, предложенных экспертами проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России", и в их числе (по мнению Ржанициной Л.С. и Чекориной Н.И.) следующие:

  • правительство отказалось от намерения изъять из Трудового кодекса государственную конституционную гарантию по величине минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом для всей территории Российской Федерации;
  • сохранено положение статьи 133, по которой минимальная заработная плата (МРОТ) должна быть равна прожиточному минимуму (ПМ). Это положение особенно важно для работников с низкой оплатой труда, среди которых преобладают женщины;
  • критика замены натуральных льгот компенсациями способствовало тому, что законодатели предложили и ввели так называемый социальный пакет, который гарантирует получение инвалидам и другими федеральными льготниками в натуральной форме трех проблемных социальных благ - лекарства, проезд (к сожалению, только на пригородном железнодорожном транспорте, но все же!) и пользование санаторно-курортным лечением (раз в три года);
  • массированная критика общественных организаций, профсоюзов, науки и даже некоторых официальных структур (в частности, Счетной Палаты РФ) дефектов межбюджетных отношений, формируемых при передаче социальных функций управления на места, привели к тому, что Минфин предусмотрел, видимо, с учетом переходного периода, помимо традиционных трансфертных фондов для территорий, еще и новый, хотя и небольшой дополнительный резерв, на случай, если они не сумеют с помощью всех других механизмов справиться с финансовой ситуацией;
  • добились, чтобы новый порядок переосвидетельствования инвалидов по степени утраты трудоспособности, а не утраты здоровья, как ранее, не распространялся на уже имеющих инвалидность больных и стариков и больных пенсионеров, это было бы ужасным потрясением для них, и в акциях протеста активно принимали участие инвалиды, включая инвалидов-женщин;
  • под давлением общественности (пресса, демонстрации, парламентские слушания) депутаты Думы дополнили специальную статью (153), в соответствии с которой ни у одного из граждан, не должны быть снижены размеры оплаты труда (в том числе тарифные ставки, доплаты и надбавки) или ухудшены условия предоставления льгот и выплат по сравнению с действующими до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ.

Эксперты о Федеральном законе РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ

Сейчас мы предлагаем Вам познакомиться с комментариями наших экспертов по Закону "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.

Предлагая комментарии экспертов по этому федеральному закону, просим всех заинтересованных откликнуться и присоединиться к обсуждению. Будем благодарны за любые Ваши предложения, замечания, комментарии, которые можно отправлять по электронной почте gender@owl.ru Материалы обсуждения будут переданы экспертам Государственной Думы для учета мнения общественности.


Эксперты о Федеральном бюджете-2005

Прежде чем предложить Вам материалы экспертов проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" на проект Федерального бюджета на 2005 год, думаю, что уместно обратить внимание читателей Портала на то, что наши обсуждения проходят в период, когда все страны мира анализируют, что сделано за прошедшие годы по выполнению Платформы действий (Пекин, 1995) женским сообществом, активно продвигающим все эти годы идею полного выполнения положений Платформы действий, что не удалось выполнить, а также обдумывают как противостоять новым проблемам, которые самым непосредственным образом касаются женщин. Для Конференции "Пекин+10" многие правительства стран региона подготовили отчеты о достижениях в осуществлении финансирования в программы по развитию и поддержке женщин, а также о своих финансовых обязательствах по осуществлению Платформы действий, включая отчеты о фондах, выделенных на создание национальных механизмов.

Давайте вспомним, что по поводу "Гендерных бюджетов" говорит Пекинская Платформа действий: "Обращаясь к экономическому потенциалу и независимости женщин, правительства и другие действующие лица должны содействовать проведению активной и ощутимой политики определения гендерной перспективы в любой программе таким образом, чтобы до принятия решения был проведен анализ воздействия на женщин и мужчин соответственно" (параграф 164), а также правительства должны способствовать более открытому и прозрачному процессу разработки бюджета (параграф 165).

С учетом финансовых условий, необходимых для осуществления Платформы действий, в ней говорится: "Это потребует интеграции гендерной перспективы в процесс принятия бюджетных решений, определяемых политикой или программами" (параграф 345), а также отмечается, что "Правительства должны приложить все усилия для системного изучения того, каким образом государственный сектор затрат приносит пользу для женщин и корректировать бюджеты для обеспечения равного доступа к государственному сектору затрат" (параграф 346).

Каким образом шло выполнение государствами решений Пекинской Платформы действий будет обсуждаться в Нью-Йорке, в марте 2005 года на 49 сессии Комиссии по статусу женщин. На Региональной подготовительной встрече в Женеве по обзору выполнения Пекинской платформы действий "Пекин+10" 14 декабря 2004 г. будет рассмотрена тема "Гендерные Бюджеты".

Понимая, что из 12 направлений Пекинской Платформы Действий для обсуждения выбраны четыре темы и одна из них "Гендерные бюджеты", необходимо отметить, что Гендерные бюджетные инициативы воспринимаются международной общественностью в качестве важного инструмента построения демократического общества, и в последние годы получают все большее распространение как форма внедрения насущных интересов женщин и мужчин в процессы бюджетного анализа и формирования бюджетов.

Приглашаем и Вас, также принять участие в обсуждении этой важной и актуальной темы. Будем благодарны за любые Ваши предложения, замечания, комментарии, которые можно отправлять по электронной почте gender@owl.ru Материалы обсуждения будут переданы экспертам Государственной Думы для учета мнения общественности.

Галина Калинаева,
координатор проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
01.10.2004

Инициативы депутатов Государственной Думы


Гендерные вопросы бюджетной реформы

12 августа 2004 на заседании Правительства Российской Федерации был представлен Сводный доклад "Цели, задачи и показатели деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации)". Данный доклад содержит цели, задачи и показатели деятельности федеральных министерств, служб и агентств, которые должны лечь в основу реформирования бюджетного процесса в ближайшие годы.

Согласно новой концепции, которая еще будет дорабатываться, реформы, проводимые в стране, должны быть в большей степени ориентированы на решение социальных проблем населения.

Приоритетные цели определены следующим образом:

  1. Повышение качества жизни населения
  2. Обеспечение высоких темпов экономического роста
  3. Создание потенциала для будущего развития

По итогам заседания в основном была одобрена система представленных в докладе целей, задач и показателей деятельности органов государственной власти. Пресс-релиз о заседании Правительства РФ 12.08.2004 см.:
http://www.government.gov.ru/data/structdoc.html?he_id=102&do_id=1629

Эти цели и используемые для оценки их достижения индикаторы во многом созвучны Целям развития тысячелетия - глобальным обязательствам, принятым странами-участницами ООН на Саммите Тысячелетия в 2000 г. Поэтому не случайно, что показатели работы Правительства, вошедшие в Сводный доклад, были разработаны при непосредственном участии российских экспертов – авторов ежегодных Докладов о развитии человеческого потенциала, публикуемых при поддержке ПРООН в Российской Федерации. В работе также приняли участие международные эксперты, сотрудники ПРООН и эксперты ВОЗ.

Система целей и показателей как основа бюджетного планирования будет дорабатываться до конца года, также при участии экспертов ООН. Работа министерств и Правительства в целом теперь будет оцениваться по показателям, которые, как подчеркнул вице-премьер Александр Жуков, являются "ооновскими" параметрами. Речь идет в первую очередь - об индексе развития человеческого потенциала, который на ближайшие годы будет одним из ключевых индикаторов в сводной системе показателей оценки деятельности исполнительной власти в России.

Бюро Постоянного Координатора системы ООН в Российской Федерации и ПРООН в РФ проведена организационная и аналитическая работа.

В настоящее время у нас с Вами есть возможность включиться в эту работу и предложить свое видение необходимости введения конкретных гендерных показателей, индикаторов и подходов в предложенный документ. Предлагаем всем ознакомится с гендерной экспертизой проекта Сводного доклада (http://www.owl.ru/rights/discussion2004/2e01.htm), проведенной гендерной тематической группой агентств ООН и экспертами проекта ЮНИФЕМ "Гендернве бюджеты в России" под руководством проф. Л.С. Ржаницыной.

Просим всех, кто готов включиться в эту работу, принять участие в обсуждении этой важной и актуальной темы. Будем благодарны за любые Ваши дополнения, и комментарии по гендерной экспертизе сводного доклада, которые можно отправлять по электронной почте gender@owl.ru Все Ваши сообщения будут переданы разработчикам через Бюро Постоянного Координатора системы ООН в Российской Федерации для учета мнения общественности.

Вы также можете ознакомиться с ранее представленными информационными материалами дискуссии "О перераспределении полномочий по уровням власти" по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты", которые также представляют интерес при рассмотрении Сводного доклада.

Галина Калинаева,
руководитель гендерной тематической группой агентств ООН
координатор проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
28.10.2004

PS. На Круглом столе "Показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти", состоявшемся 7 сентября 2004 г. в Государственном университете - Высшей школе экономики, заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков подчеркнул, что бюджетная реформа, предусматривает расширение бюджетных полномочий министерств и, "соответственно, должна быть усилена ответственность за выполнение обозначенных целей и контроль, со стороны общества в первую очередь, за тем, как эти заявленные цели выполняются".


Эксперты о социальной реформе

11 ноября 2004 года состоялись Парламентские слушания "О ходе подготовки в регионах к реализации федерального закона о перераспределении полномочий в социальной сфере" (в соответствии с законом ФЗ No122 от 22.08.2004 г.).

Эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" высказали свое мнение о текущих проблемах в реформировании социальной сферы:

Учитывая то, что Государственная Дума имеет намерения отслеживать выполнение ФЗ No122 от 22.08.2004, просим всех заинтересованных в реальном улучшении в результате проводимой социальной реформы сообщать нам, экспертам проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России", о ситуации в Вашем регионе:

  • как организован переход от натуральных льгот к денежным компенсациям,
  • готовы ли территории к предоставлению инвалидам бесплатных лекарств,
  • как решается вопрос с предоставлением детских пособий,
  • об обеспечении бесплатных проездом (пенсионерам, детям-инвалидам, родителям, имеющим 3 и более детей)
  • и любые другие конкретные факты реализации этого Закона на местах.

Если эксперты получат Ваши сообщения относительно хода реформы и ее проблем, то смогут донести эту информацию до депутатов для принятия необходимых решений.

Отправляйте сообщения по электронной почте gender@owl.ru


Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ

В июле 2003 года в Российской Федерации принят закон No122-ФЗ. Данный федеральный закон направлен на разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе на изменения регулирования межбюджетных отношений. Государственная Дума утверждает не только Федеральный бюджет, а также бюджет Фонда социального страхования и бюджет Пенсионного фонда. Эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерный бюджеты в России" подготовили аналитические материалы об изменениях в бюджетной системе (согласно закону No122-ФЗ от 22.08.2004 г.) и внесли предложения о возможных мерах, направленных на достижение гендерного равенства.

  • Регулирование занятости населения. Гендерный аспект
    (Чекорина Н.И., эксперт Государственной Думы)
      В статье объясняются изменения в размерах и порядке финансирования из государственного бюджета РФ 2005 года мероприятий по поддержке занятости и социальной помощи безработным гражданам вступающих в действие с 1 января 2005 года, а также изменения в законодательстве по занятости за последние три года.
  • Федеральный бюджет 2005 года. Дети, семья, женщины в условия нового законодательства по разграничению полномочий между уровнями власти
    (Захарова В.Е., к.э.н., эксперт Государственной Думы)
      В результате преобразований бюджеты субъектов Российской Федерации получили ряд дополнительных обязательств по финансированию мер социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В статье представлены Объемы финансирования вопросов социальной поддержки семьи и детей (пособия и другие мероприятия) и их источники.
  • Анализ бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 г.
    (Орлов-Карба П.А., советник Федеральной службы по финансовым рынкам)
      Анализ пенсионной системы в России приводит к выводу, что различие в уровне пенсионного обеспечения между женщинами и мужчинами, в первую очередь, лежит в сфере оплаты труда и социального положения женщины в обществе. Действующая пенсионная система частично компенсирует это негативное явление, но полностью решить эту проблему финансово не в состоянии.
  • Гендерные различия в пенсионной системе России
    (Орлов-Карба П.А., советник Федеральной службы по финансовым рынкам)

      Анализ ежегодно составляемого бюджета Пенсионного фонда РФ дает детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в России. Одной из основных проблем рассматриваемого бюджета является проблема гендерного неравенства.
  • Аналитическая записка по социальному страхованию женщин в Российской Федерации
    (Гилинская Э.Б, д.э.н., ГУ ВШЭ, Ржаницына Л.С., д.э.н., ИЭ РАН)

      После принятия Трудового Кодекса правовое регулирование страховых отношений попало из трудовой сферы в финансовую с ее иным принципами. В статье проведен гендерный анализ бюджета Фонда социального страхования РФ, в частности расходов на страхование по материнству. Один из выводов - о необходимости проведения страховой реформы.
      - новое - 14.12.2004
  • Гендерный анализ соотношения в оплате труда по полу
    (Ольшанская О.В., главный специалист Аппарата ФНПР)

      Вопрос равной оплаты за равный труд по полу - один из центральных в гендерной политике во всем мире. В статье приводятся данные ООН и Росстата по этому вопросу; описываются объективные факторы формирования гендерных различий в оплате труда, в том числе и политика государства на рынке труда; производится сравнение минимальной заработной платы и прожиточного минимума по отношению к средней заработной плате женщин и мужчин. Автор также проводит гендерный анализ заработной платы в зависимости от уровня квалификации в Республике Коми.
      - новое - 14.12.2004
Галина Калинаева,
руководитель гендерной тематической группой агентств ООН
координатор проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
29.11.2004

Тексты материалов экспертов размещены на портале "Женщина и общество"
с согласия авторов и ЮНИФЕМ.

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100